Фз о запрете курения

Содержание

Фз о запрете курения

Курение относится не только к пагубной привычке для табачника, но и для общества. На правительственном уровне началась упорная борьба с употребляющими никотин гражданам, так как вещество негативно влияет на здоровье. С целью обеспечения порядка и спокойствия населения был принят закон о курении.

Граждане слышали об этом запрете, но они практически ничего не знают об имеющихся в 2018 году правках и суммах административного штрафа.

Закон, запрещающий курение в общественных местах

Фз о запрете курения

Последние опросы, проведенные в прошлом году, показали, что увлекаются сигаретами практически 40% жителей нашей страны. Был опубликован рейтинг государств, в которых процветает данная пагубная привычка.

Человек, зависимый от никотина, ежегодно выкуривает более 2.6 тысяч сигарет.

По результатам специалистов, среди населения увеличивались случаи онкологических хвороб, аномалий сердца и инсультов. По этой причине путем внедрения антитабачного закона власть старается избежать серьезных последствий.

В 2018 году закон о запрете курения в общественных местах был ужесточен, путем скачка стоимости и исключения некоторых видов сигарет.

Несколько лет назад небольшие ночные магазины, находящиеся у каждой остановки, основой выручки считали продажу табака. Но сейчас большая часть ларьков закрылась по причине того, что никотиносодержащую продукцию изъяли.

Но в супермаркетах и больших торговых сетях оставлены сигареты в качестве товара при условии, что реклама и пропаганда курения будет исключена, как и любая демонстрация процесса. Запрет касается даже муляжей на витринах. Такой товар должен быть закрыт в боксах под стеклом и показан только после просьбы покупателя.

В данный момент проводятся активные меры, сокращающие количество курящих.

Но положительная тенденция будет видна только к 2020 году. Но уже сейчас ужесточили штраф и наказания за курение в общественных местах, в 2018 году были внесены правки относительно разрешенных зон для табачников.

Законодательство о курении

Фз о запрете курения

Согласно Федеральному Законодательству №15 «Об охране здоровья…», который приняли пять лет назад, для курящих граждан были введены серьезные ограничения. Дымильщикам запретили употреблять табак во многих местах общественного посещения даже с условием сооружения специально отведенных в ресторанах зонах.

В КоАП также имеются изменения, которые ужесточили ответственность для нарушителя норм антитабачного закона. Курильщики, и предприятия, не соблюдающие установленных запретов на раскуривание табачных изделий должны выплатить серьезный штраф.

Роспотребнадзор показал статистику, где за первые 6 месяцев за нарушения законодательства были оштрафованы лица более, чем на 50 миллионов рублей.

Места, где запрещено курить

Фз о запрете курения

Статьей двенадцать Федерального Закона №15 были обозначены зоны, где курение строго запрещено. На этих основаниях на граждан могут быть наложены санкции.

Не разрешается употреблять никотин:

  • в школах и детских садах, техникумах, что распространяется и на высшие учебные заведения. Нельзя курить не только внутри здания, но и на всей территории юридического лица.
  • на спортивных площадках и в культурно-развлекательных учреждениях (цирке, филармониях);
  • в медицинских заведениях;
  • в транспорте любом, занимающемся платными перевозками пассажиров;
  • возле аэропортов и вокзалов, депо. При условии, что расстояние от общественных мест составляет 15 метров;
  • на территории зданий, где предлагаются оплачиваемые услуги по проживанию (в хостелах, отелях);
  • в магазинах и супермаркетах;
  • на территории, где предлагаются социальные услуги для граждан;
  • в здании городской власти;
  • запрещено курить на работе;
  • нельзя употреблять никотин в жилых домах, если это не своя квартира;
  • на улице, в местах, где нет обозначения для возможности курения;
  • на больших промышленных предприятиях;
  • запрещено использование сигарет на автозаправочных станциях.

Как видите из запрещающего списка, согласно корректированиям закона табачники были сильно ограничены в своих правах. Эти изменения здорово коснулись выручки кафе и ресторанов, которые раньше располагали отдельные залы для людей, которые употребляют никотин. Сегодня даже вытяжки и отведенные для этого места запрещены.

При игнорировании норм закона вероятны проблемы, вплоть до закрытия ресторана.

Где можно курить?

Фз о запрете курения

Только некоторые помещения могут быть разрешены для курения:

  • если имеются ограждения в открытом пространстве или в помещении таким образом, чтобы дым от сигарет не попал в жилое пространство;
  • личное жилое либо другое имущество. Сюда относится квартира или частный дом с прилагающейся территорией, гараж;

Рассматривалась на государственном уровне возможность запрета курения в личном автомобиле.

На данный момент это разрешено, если остановился водитель не ближе, чем на 15 м от запрещенных зон. Курение в авто при малолетних детях нельзя, так как человек может попасть сразу под несколько административных норм.

Пока начал действовать закон ограничилось потребление никотина на 15%. А также регулярно возрастает стоимость на сигаретную продукцию и аксессуары для них.

На улице для возможности курения должна быть:

  • табличка с отметкой;
  • освещенность;
  • пепельница и урны.

В помещении для возможности применения сигарет должна быть:

  • изоляция, чтобы дым не попал в жилую зону;
  • вентиляция;
  • специальная табличка с отметкой;
  • пепельница с урной;
  • огнетушитель.

Какой штраф заплатит курильщик

Фз о запрете курения

В административном законодательстве есть специальные нормы, предусматривающие наказание для правонарушителей:

  1. В статье 6.23 описаны штрафные санкции касательно вовлечения малолетнего в раскуривание табакосодержащих веществ: до двух тысяч рублей – для всех лиц; до трех т. руб. для родителей несовершеннолетних. Эта же норма касается приобретения сигарет для детей, принуждения их к употреблению табачных продуктов и их продаже;
  2. В статье 6.24 описаны штрафные санкции касательно курения в неположенных местах – до тысячи руб. Если гражданин употребляет никотин где отдыхают дети, штраф повышается в три раза;
  3. В статье 6.25 описаны штрафные санкции для дирекции, юридических лиц и индивидуального предпринимательства после нарушений норм закона. Наказание ожидает человека и компанию, на территории которой имеются запрещенные оборудованные для курения места. Минимально могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, максимально на 90 т. руб.

Меры по сокращению потребления табачных изделий

Фз о запрете курения

Нормативные акты, запрещающие раскуривать кальян, вейп, электронную сигарету или табак, являются только одной веткой борьбы против негативной привычки.

Проводятся кроме обязательных мер по ограничению и такие:

  1. Акции, которые провоцируют на отказ от табачных изделий.
  2. Запрет на рекламирование и пропаганду сигарет.
  3. Повышение цены на никотиновую продукцию.
  4. Поставщики табака больше не имеют права на спонсирование масштабных мероприятий, а их аналогия существенно возрастает.
  5. По причине жестких ограничений люди вынуждены отказываться от употребления никотина. Чтобы облегчить этот период, государство организовывает бесплатные реабилитационные методики лечения для населения.

Акции и оздоровительные мероприятия, лекции призваны бороться с зависимостью, приводящей к проблемам со здоровьем в виде хронических заболеваний. По причине курения человек теряет возможность здраво рассуждать, а в дальнейшем и трудоспособность.

Больше половины зависимых смирились и были рады принятию властью кардинальных мер. Можно в любой момент обратиться по государственной программе в медицинское учреждение для прохождения курса реабилитации.

Выводы

Фз о запрете курения

На данный момент нет четких прогнозов касательно действия антитабачных норм закона в борьбе против сигарет в Российской Федерации. Штраф сегодня никого не пугает, так как в сравнении с европейскими санкциями, доходящими до 2-х тысяч долларов, наказание в России считается копеечным.

Читайте также:  Курение и внешний вид

Первый шаг к оздоровлению нации уже был сделан. В 2017 году ужесточенные правила закрыли сотни ларьков с табачными изделиями. Люди, курящие табак, должны ознакомиться со своими правами и обязанностями, чтобы быть готовыми ответить за возможное правонарушение.

У каждого человека есть право, согласно Конституции, на охрану своего здоровья. Это не только возможность лечения и обследования, но и право потребления здоровых продуктов, пребывания в экологически чистой среде, свободной от вредных выбросов производства, транспорта Все знают, насколько вредно курение. Потребление алкоголя или табака — это дело личного выбора. Но такой процесс перестает быть личным, когда от него начинают страдать другие люди. Примерами недопустимого потребления вредных веществ является, например, пьянство за рулем или на рабочем месте, разнузданное поведение алкоголика в публичных местах Еще одним бичом является пассивное курение, когда некурящий человек вынужден вдыхать табачный дым, распространяемый курильщиками. Для того, чтобы защитить некурящих от навязываемого им пассивного потребления табака, и был утвержден 23 февраля 2012 г. Федеральный закон о запрете курения.

Фз о запрете куренияФЗ № 15 о запрете курения: положения, ограничения и наказание

Зачем был нужен закон, запрещающий курение, определяет ст. 4 ФЗ:

  • разработка комплексных мер в области гражданских прав, связанных с охраной здоровья;
  • предупреждение рака легких и других болезней, которые вызывает курение;
  • возложение ответственности на органы гос. власти, ОСМУ, ИП, юридических лиц за защиту прав граждан на охрану своего здоровья от того вреда, который приносит табачный дым для окружающих;
  • информация граждан о вреде курения;
  • запрет коммерческой рекламы табачных изделий;
  • обязательство предупреждать о вреде курения для здоровья во всех информационных продуктах, содержащих скрытую рекламу (например, кадры с изображением курящих);
  • принятие медицинских мер по оказанию помощи населению в избавлении от вредной привычки курить;
  • поддержка связей с международными организациями в борьбе с потреблением табачной продукции*;
  • поднятие цен на табачную продукцию путем удорожания акцизов и других мер.

* К табачной продукции относятся сигареты, папиросы, сигары, махорка, трубочный табак, табак для кальяна, жевательные и нюхательные продукты из табака и др. виды товаров.

Полномочия органов власти

Федеральные, муниципальные и государственные структуры должны:

  • координировать свои действия в принятии мер в соответствии с принятым законом о курении;
  • осуществлять мониторинг за его выполнением путем госнадзора со стороны уполномоченных лиц;
  • реально воплощать в жизнь все принципы ФЗ 15;
  • освещать путем публичной информацией свое взаимодействие с производителями табака.

Права и обязанности граждан в защите здоровья от вреда курения

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 15, граждане имеют право:

  • пребывать в здоровой окружающей среде (без назойливого запаха табачного дыма);
  • получать в полном объеме медицинскую помощь, позволяющую уменьшить табачную зависимость;
  • требовать исполнения решений, принятых данным законом, осуществлять общественный надзор, вносить предложения в органы власти, осуществляющие контроль за выполнением закона;
  • получать возмещение за ущерб, причиненный здоровью от пассивного курения.

Фз о запрете куренияЧто делать юридическим лицам и ИП

Юрлица и инд. предприниматель имеют право:

  • содействовать исполнению закона;
  • получать информацию от органов надзора в проведении необходимых мероприятий в рамках борьбы с курением;
  • запрещать курение на территории своих предприятий и помещений, где проводится деятельность предприятия/организации.

Обязанности юридических лиц и ИП:

  • строгое выполнение всех законодательных норм, принятых в здравоохранительных целях в области курения в общественных местах, и их контроль;
  • создание благоприятной среды для персонала;
  • проведение мероприятий по борьбе с курением и предоставление информации о них гражданам (ст. 10 ФЗ 15).

Меры противодействия курению

Принятый законопроект о запрете курения в ст. 11 устанавливает такие способы борьбы с курением в России:

  • запрет на курение на отдельных указанных территориях, объектах и помещениях (на данных территориях должны быть установлены предупреждающие знаки);
  • повышение цен и налогов на табачную продукцию;
  • запрет рекламы и спонсорства производства табачных изделий;
  • контроль за составом табачных изделий, необходимость указания на упаковке всех входящих ингредиентов;
  • ограничение торгового оборота табачной продукции, предотвращении контрабанды и незаконной торговли;
  • запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним (продавец обязан требовать паспорт при подозрение на несовершеннолетний возраст покупателя; несовершеннолетним запрещены не только покупка сигарет, но и само курение);
  • информирование населения о вреде курения;
  • оказание специализированной помощи лицам, желающим избавиться от зависимости и от вредных последствий курения.

Фз о запрете куренияГде нельзя курить по новому закону

Запрещено курить во всех публичных местах:

  • образовательных, культурных и медицинских учреждениях;
  • в помещениях по организации досуга и отдыха, занятий туризмом и спортом;
  • в помещениях, связанных с жилищной сферой и обеспечением временного проживания (гостиницы, общежития);
  • в общественном транспорте (поезда, самолеты, водные суда, городской транспорт);
  • на вокзалах, в портах, на станциях метро, пассажирских платформах;
  • на расстоянии менее 15 м от входа в вокзальные, портовые помещения, станции метро;
  • в торговых и бытовых объектах (магазины, помещения общепита и оказания услуг населению, рынки );
  • на АЗС;
  • в помещениях социальной службы;
  • в рабочей зоне предприятий и организаций;
  • на детских площадках, пляжах;
  • местах общего пользования (МОП) в МКД и др. объектах.

Можно ли курить в подъезде

Нет, нельзя: основание — п. 10 ст. 12, в котором отдельно отмечены лифты и МОП в многоквартирных помещениях, где запрещено курение. А подъезды, лестничные площадки и коридоры в МКД являются МОП. Поэтому, привычка не тушить сигарету, входя с нею в лифт, либо давить «бычок» в подъезде свидетельствует не только о неуважении к соседям и общем питекантропском уровне развития. Это и нарушение ст. 12 ФЗ № 16, за которое положен штраф, согласно КоАп РФ (кодексу об административных нарушениях Российской Федерации).

Надоел запах дыма и бычки в подъезде? Все что нужно — установить скрытую камеру и зафиксировать нарушителя (либо собрать показания свидетелей-соседей), после чего написать жалобу в уполномоченные органы госнадзора.
Штраф за курение в подъезде аналогичен штрафу за подобное правонарушение в общественных мест. Каков его размер, об этом будет рассказано ниже.

Фз о запрете куренияА где же тогда можно курить

Вторая часть статьи 12 разрешает курение с согласия собственника объекта:

  • в специально отведенных для этого местах вне помещения (касается любого объекта, и МКД);
  • в изолированном помещении общего пользования, если оно оборудовано системой вентиляции, в МКД и на пассажирском судне, находящемся в дальнем плавании.

Курение на открытом воздухе в специально отведенных местах не должно приводить к ухудшению санитарных норм по содержанию вредных веществ в атмосфере. (Интересное место в законе: по-моему резонней замерять уровни выхлопных газов от автомобилей).

О курении в пенитенциарных учреждениях Фз 15 говорит расплывчато: защита заключенных от курения устанавливается по постановлениям федеральных исполнительных органов на разных инстанциях в соответствии с нормами здравоохранения. А можно ли курить в тюрьмах и изоляторах, так и неясно.

Цены и налоги на табачную продукцию

Согласно ст. 13 ФЗ № 15, для уменьшение спроса на табачные изделия применяются такие меры:

  • повышение акцизных налогов;
  • запрещение устанавливать продажную цену ниже минимальной.

Минимальная цена на табачные изделия установлена на уровне 75% от максимальной розничной цены, которая определяется по правилам налогового кодекса.

Ограничение оборота торговли

  • Табачную продукцию разрешено продавать в розницу только в магазинах (специально оборудованном для торговли здании) или павильонах.
  • В других торговых точках для розничной продажи разрешена продажа сигарет только в тех населенных пунктах, где отсутствуют магазины (павильоны).
  • Выкладывать на прилавок, рекламировать табачный товар, привлекая внимание покупателей нельзя: разрешаются скромные алфавитные списки с перечнем продукции.
  • Поштучная продажа сигарет без упаковки или в упаковке с другим товаром запрещена.
  • Запрещается продажа табачного ассортимента во всех общественных публичных местах, транспорте, вокзальных помещениях, на расстоянии менее 100 м от школ и других образовательных учреждений.
Читайте также:  Кодировка от алкоголя таблетками

Штрафы за нарушение закона ФЗ № 15

За курение в неположенном месте предусматривается административное наказание — штраф от 500 до 1500 руб. (таким же будет штраф за курение в подъезде, лифте, ином МОП МКД).

Фз о запрете куренияШтрафы для юридических и должностных лиц

  • Неустановленный или неверно установленный знак, запрещающий курение, обернется:
  • должностному лиц (д. л.) — штрафом от 10 до 20 тыс. руб.;
  • юридическому лицу (ю. л) — от 30 до 60 тыс. руб.
  • Невыполнение законодательных нормативных требований к специально отведенным местам для курения на воздухе и в помещениях:
    • штраф для д. л — от 20 до 30 тыс. руб.;
    • штраф для ю. л — от 50 до 80 тыс. руб.
    • Неисполнение обязанностей по контролю за выполнением закона о запрете курения, возложенных на инд. предпринимателей (ИП) или ю. л.:
      • штраф для ИП — от 30 до 40 тыс. руб.;
      • для ю. л. — от 60 до 90 тыс. руб. (ст. 6.25 КоАп РФ).
      • Такие большие штрафы стимулируют должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей воплощать в жизнь закон о запрете курения в общественных местах.

        ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 «О запрете курения» с комментариями.

        Фз о запрете курения

        Ключевые направления

        Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

        1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
        2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
        3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
        4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
        5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
        6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
        7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
        8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
        9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

        Категории объектов

        Федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

        1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
        2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
        3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
        4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
        5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
        6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
        7. Помещения соцслужб.
        8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
        9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
        10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
        11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
        12. Автозаправочные станции.

        На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 «О запрете курения». 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

        1. Железнодорожных, автовокзалов.
        2. Станций метрополитенов.
        3. Аэро-, морских и речных портов.

        Фз о запрете курения

        Исключения

        Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения». Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения» предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 «О запрете курения», – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

        Меры по сокращению спроса

        ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

        1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
        2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
        3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
        4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
        5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.

        Фз о запрете курения

        Спонсорство

        ФЗ No 15 «О запрете курения» устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон «О запрете курения» 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

        Предупреждение незаконной продажи

        ФЗ-15 «О запрете курения» (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

        1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
        2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
        3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

        Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

        Читайте также:  Мой муж пьет что делать

        Фз о запрете курения

        Организация продажи

        В соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения», реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 «О запрете курения» не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

        Выкладка товара

        Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

        Дополнительно

        ФЗ-15 «О запрете курения табака» не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

        Ограничения для реализаторов

        Как гласит ФЗ-15 «О запрете курения», в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения».

        Фз о запрете курения

        Комментарии

        Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 «О запрете курения». Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

        Мониторинг

        Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

        1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
        2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
        3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

        ФЗ-15 «О запрете курения в общественных местах» определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

        Фз о запрете курения

        Использование результатов оценки и мониторинга

        На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

        1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
        2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
        3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

        Ключевые принципы обеспечения защиты населения

        Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

        1. Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
        2. Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
        3. Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
        4. Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
        5. Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
        6. Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
        7. Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
        8. Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
        9. Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
        10. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

        Фз о запрете курения

        Полномочия госорганов

        В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

        1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
        2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
        3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
        4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
        5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
        6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
        7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

        В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

        >

        Фз о запрете курения

        Содержание

        Фз о запрете курения

        Курение относится не только к пагубной привычке для табачника, но и для общества. На правительственном уровне началась упорная борьба с употребляющими никотин гражданам, так как вещество негативно влияет на здоровье. С целью обеспечения порядка и спокойствия населения был принят закон о курении.

        Граждане слышали об этом запрете, но они практически ничего не знают об имеющихся в 2018 году правках и суммах административного штрафа.

        Закон, запрещающий курение в общественных местах

        Фз о запрете курения

        Последние опросы, проведенные в прошлом году, показали, что увлекаются сигаретами практически 40% жителей нашей страны. Был опубликован рейтинг государств, в которых процветает данная пагубная привычка.

        Человек, зависимый от никотина, ежегодно выкуривает более 2.6 тысяч сигарет.

        По результатам специалистов, среди населения увеличивались случаи онкологических хвороб, аномалий сердца и инсультов. По этой причине путем внедрения антитабачного закона власть старается избежать серьезных последствий.

        В 2018 году закон о запрете курения в общественных местах был ужесточен, путем скачка стоимости и исключения некоторых видов сигарет.

        Несколько лет назад небольшие ночные магазины, находящиеся у каждой остановки, основой выручки считали продажу табака. Но сейчас большая часть ларьков закрылась по причине того, что никотиносодержащую продукцию изъяли.

        Но в супермаркетах и больших торговых сетях оставлены сигареты в качестве товара при условии, что реклама и пропаганда курения будет исключена, как и любая демонстрация процесса. Запрет касается даже муляжей на витринах. Такой товар должен быть закрыт в боксах под стеклом и показан только после просьбы покупателя.

        В данный момент проводятся активные меры, сокращающие количество курящих.

        Но положительная тенденция будет видна только к 2020 году. Но уже сейчас ужесточили штраф и наказания за курение в общественных местах, в 2018 году были внесены правки относительно разрешенных зон для табачников.

        Законодательство о курении

        Фз о запрете курения

        Согласно Федеральному Законодательству №15 «Об охране здоровья…», который приняли пять лет назад, для курящих граждан были введены серьезные ограничения. Дымильщикам запретили употреблять табак во многих местах общественного посещения даже с условием сооружения специально отведенных в ресторанах зонах.

        В КоАП также имеются изменения, которые ужесточили ответственность для нарушителя норм антитабачного закона. Курильщики, и предприятия, не соблюдающие установленных запретов на раскуривание табачных изделий должны выплатить серьезный штраф.

        Роспотребнадзор показал статистику, где за первые 6 месяцев за нарушения законодательства были оштрафованы лица более, чем на 50 миллионов рублей.

        Места, где запрещено курить

        Фз о запрете курения

        Статьей двенадцать Федерального Закона №15 были обозначены зоны, где курение строго запрещено. На этих основаниях на граждан могут быть наложены санкции.

        Не разрешается употреблять никотин:

        • в школах и детских садах, техникумах, что распространяется и на высшие учебные заведения. Нельзя курить не только внутри здания, но и на всей территории юридического лица.
        • на спортивных площадках и в культурно-развлекательных учреждениях (цирке, филармониях);
        • в медицинских заведениях;
        • в транспорте любом, занимающемся платными перевозками пассажиров;
        • возле аэропортов и вокзалов, депо. При условии, что расстояние от общественных мест составляет 15 метров;
        • на территории зданий, где предлагаются оплачиваемые услуги по проживанию (в хостелах, отелях);
        • в магазинах и супермаркетах;
        • на территории, где предлагаются социальные услуги для граждан;
        • в здании городской власти;
        • запрещено курить на работе;
        • нельзя употреблять никотин в жилых домах, если это не своя квартира;
        • на улице, в местах, где нет обозначения для возможности курения;
        • на больших промышленных предприятиях;
        • запрещено использование сигарет на автозаправочных станциях.

        Как видите из запрещающего списка, согласно корректированиям закона табачники были сильно ограничены в своих правах. Эти изменения здорово коснулись выручки кафе и ресторанов, которые раньше располагали отдельные залы для людей, которые употребляют никотин. Сегодня даже вытяжки и отведенные для этого места запрещены.

        При игнорировании норм закона вероятны проблемы, вплоть до закрытия ресторана.

        Где можно курить?

        Фз о запрете курения

        Только некоторые помещения могут быть разрешены для курения:

        • если имеются ограждения в открытом пространстве или в помещении таким образом, чтобы дым от сигарет не попал в жилое пространство;
        • личное жилое либо другое имущество. Сюда относится квартира или частный дом с прилагающейся территорией, гараж;

        Рассматривалась на государственном уровне возможность запрета курения в личном автомобиле.

        На данный момент это разрешено, если остановился водитель не ближе, чем на 15 м от запрещенных зон. Курение в авто при малолетних детях нельзя, так как человек может попасть сразу под несколько административных норм.

        Пока начал действовать закон ограничилось потребление никотина на 15%. А также регулярно возрастает стоимость на сигаретную продукцию и аксессуары для них.

        На улице для возможности курения должна быть:

        • табличка с отметкой;
        • освещенность;
        • пепельница и урны.

        В помещении для возможности применения сигарет должна быть:

        • изоляция, чтобы дым не попал в жилую зону;
        • вентиляция;
        • специальная табличка с отметкой;
        • пепельница с урной;
        • огнетушитель.

        Какой штраф заплатит курильщик

        Фз о запрете курения

        В административном законодательстве есть специальные нормы, предусматривающие наказание для правонарушителей:

        1. В статье 6.23 описаны штрафные санкции касательно вовлечения малолетнего в раскуривание табакосодержащих веществ: до двух тысяч рублей – для всех лиц; до трех т. руб. для родителей несовершеннолетних. Эта же норма касается приобретения сигарет для детей, принуждения их к употреблению табачных продуктов и их продаже;
        2. В статье 6.24 описаны штрафные санкции касательно курения в неположенных местах – до тысячи руб. Если гражданин употребляет никотин где отдыхают дети, штраф повышается в три раза;
        3. В статье 6.25 описаны штрафные санкции для дирекции, юридических лиц и индивидуального предпринимательства после нарушений норм закона. Наказание ожидает человека и компанию, на территории которой имеются запрещенные оборудованные для курения места. Минимально могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, максимально на 90 т. руб.

        Меры по сокращению потребления табачных изделий

        Фз о запрете курения

        Нормативные акты, запрещающие раскуривать кальян, вейп, электронную сигарету или табак, являются только одной веткой борьбы против негативной привычки.

        Проводятся кроме обязательных мер по ограничению и такие:

        1. Акции, которые провоцируют на отказ от табачных изделий.
        2. Запрет на рекламирование и пропаганду сигарет.
        3. Повышение цены на никотиновую продукцию.
        4. Поставщики табака больше не имеют права на спонсирование масштабных мероприятий, а их аналогия существенно возрастает.
        5. По причине жестких ограничений люди вынуждены отказываться от употребления никотина. Чтобы облегчить этот период, государство организовывает бесплатные реабилитационные методики лечения для населения.

        Акции и оздоровительные мероприятия, лекции призваны бороться с зависимостью, приводящей к проблемам со здоровьем в виде хронических заболеваний. По причине курения человек теряет возможность здраво рассуждать, а в дальнейшем и трудоспособность.

        Больше половины зависимых смирились и были рады принятию властью кардинальных мер. Можно в любой момент обратиться по государственной программе в медицинское учреждение для прохождения курса реабилитации.

        Выводы

        Фз о запрете курения

        На данный момент нет четких прогнозов касательно действия антитабачных норм закона в борьбе против сигарет в Российской Федерации. Штраф сегодня никого не пугает, так как в сравнении с европейскими санкциями, доходящими до 2-х тысяч долларов, наказание в России считается копеечным.

        Читайте также:  Сколько углеводов в пиве

        Первый шаг к оздоровлению нации уже был сделан. В 2017 году ужесточенные правила закрыли сотни ларьков с табачными изделиями. Люди, курящие табак, должны ознакомиться со своими правами и обязанностями, чтобы быть готовыми ответить за возможное правонарушение.

        У каждого человека есть право, согласно Конституции, на охрану своего здоровья. Это не только возможность лечения и обследования, но и право потребления здоровых продуктов, пребывания в экологически чистой среде, свободной от вредных выбросов производства, транспорта Все знают, насколько вредно курение. Потребление алкоголя или табака — это дело личного выбора. Но такой процесс перестает быть личным, когда от него начинают страдать другие люди. Примерами недопустимого потребления вредных веществ является, например, пьянство за рулем или на рабочем месте, разнузданное поведение алкоголика в публичных местах Еще одним бичом является пассивное курение, когда некурящий человек вынужден вдыхать табачный дым, распространяемый курильщиками. Для того, чтобы защитить некурящих от навязываемого им пассивного потребления табака, и был утвержден 23 февраля 2012 г. Федеральный закон о запрете курения.

        Фз о запрете куренияФЗ № 15 о запрете курения: положения, ограничения и наказание

        Зачем был нужен закон, запрещающий курение, определяет ст. 4 ФЗ:

        • разработка комплексных мер в области гражданских прав, связанных с охраной здоровья;
        • предупреждение рака легких и других болезней, которые вызывает курение;
        • возложение ответственности на органы гос. власти, ОСМУ, ИП, юридических лиц за защиту прав граждан на охрану своего здоровья от того вреда, который приносит табачный дым для окружающих;
        • информация граждан о вреде курения;
        • запрет коммерческой рекламы табачных изделий;
        • обязательство предупреждать о вреде курения для здоровья во всех информационных продуктах, содержащих скрытую рекламу (например, кадры с изображением курящих);
        • принятие медицинских мер по оказанию помощи населению в избавлении от вредной привычки курить;
        • поддержка связей с международными организациями в борьбе с потреблением табачной продукции*;
        • поднятие цен на табачную продукцию путем удорожания акцизов и других мер.

        * К табачной продукции относятся сигареты, папиросы, сигары, махорка, трубочный табак, табак для кальяна, жевательные и нюхательные продукты из табака и др. виды товаров.

        Полномочия органов власти

        Федеральные, муниципальные и государственные структуры должны:

        • координировать свои действия в принятии мер в соответствии с принятым законом о курении;
        • осуществлять мониторинг за его выполнением путем госнадзора со стороны уполномоченных лиц;
        • реально воплощать в жизнь все принципы ФЗ 15;
        • освещать путем публичной информацией свое взаимодействие с производителями табака.

        Права и обязанности граждан в защите здоровья от вреда курения

        В соответствии со ст. 9 ФЗ № 15, граждане имеют право:

        • пребывать в здоровой окружающей среде (без назойливого запаха табачного дыма);
        • получать в полном объеме медицинскую помощь, позволяющую уменьшить табачную зависимость;
        • требовать исполнения решений, принятых данным законом, осуществлять общественный надзор, вносить предложения в органы власти, осуществляющие контроль за выполнением закона;
        • получать возмещение за ущерб, причиненный здоровью от пассивного курения.

        Фз о запрете куренияЧто делать юридическим лицам и ИП

        Юрлица и инд. предприниматель имеют право:

        • содействовать исполнению закона;
        • получать информацию от органов надзора в проведении необходимых мероприятий в рамках борьбы с курением;
        • запрещать курение на территории своих предприятий и помещений, где проводится деятельность предприятия/организации.

        Обязанности юридических лиц и ИП:

        • строгое выполнение всех законодательных норм, принятых в здравоохранительных целях в области курения в общественных местах, и их контроль;
        • создание благоприятной среды для персонала;
        • проведение мероприятий по борьбе с курением и предоставление информации о них гражданам (ст. 10 ФЗ 15).

        Меры противодействия курению

        Принятый законопроект о запрете курения в ст. 11 устанавливает такие способы борьбы с курением в России:

        • запрет на курение на отдельных указанных территориях, объектах и помещениях (на данных территориях должны быть установлены предупреждающие знаки);
        • повышение цен и налогов на табачную продукцию;
        • запрет рекламы и спонсорства производства табачных изделий;
        • контроль за составом табачных изделий, необходимость указания на упаковке всех входящих ингредиентов;
        • ограничение торгового оборота табачной продукции, предотвращении контрабанды и незаконной торговли;
        • запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним (продавец обязан требовать паспорт при подозрение на несовершеннолетний возраст покупателя; несовершеннолетним запрещены не только покупка сигарет, но и само курение);
        • информирование населения о вреде курения;
        • оказание специализированной помощи лицам, желающим избавиться от зависимости и от вредных последствий курения.

        Фз о запрете куренияГде нельзя курить по новому закону

        Запрещено курить во всех публичных местах:

        • образовательных, культурных и медицинских учреждениях;
        • в помещениях по организации досуга и отдыха, занятий туризмом и спортом;
        • в помещениях, связанных с жилищной сферой и обеспечением временного проживания (гостиницы, общежития);
        • в общественном транспорте (поезда, самолеты, водные суда, городской транспорт);
        • на вокзалах, в портах, на станциях метро, пассажирских платформах;
        • на расстоянии менее 15 м от входа в вокзальные, портовые помещения, станции метро;
        • в торговых и бытовых объектах (магазины, помещения общепита и оказания услуг населению, рынки );
        • на АЗС;
        • в помещениях социальной службы;
        • в рабочей зоне предприятий и организаций;
        • на детских площадках, пляжах;
        • местах общего пользования (МОП) в МКД и др. объектах.

        Можно ли курить в подъезде

        Нет, нельзя: основание — п. 10 ст. 12, в котором отдельно отмечены лифты и МОП в многоквартирных помещениях, где запрещено курение. А подъезды, лестничные площадки и коридоры в МКД являются МОП. Поэтому, привычка не тушить сигарету, входя с нею в лифт, либо давить «бычок» в подъезде свидетельствует не только о неуважении к соседям и общем питекантропском уровне развития. Это и нарушение ст. 12 ФЗ № 16, за которое положен штраф, согласно КоАп РФ (кодексу об административных нарушениях Российской Федерации).

        Надоел запах дыма и бычки в подъезде? Все что нужно — установить скрытую камеру и зафиксировать нарушителя (либо собрать показания свидетелей-соседей), после чего написать жалобу в уполномоченные органы госнадзора.
        Штраф за курение в подъезде аналогичен штрафу за подобное правонарушение в общественных мест. Каков его размер, об этом будет рассказано ниже.

        Фз о запрете куренияА где же тогда можно курить

        Вторая часть статьи 12 разрешает курение с согласия собственника объекта:

        • в специально отведенных для этого местах вне помещения (касается любого объекта, и МКД);
        • в изолированном помещении общего пользования, если оно оборудовано системой вентиляции, в МКД и на пассажирском судне, находящемся в дальнем плавании.

        Курение на открытом воздухе в специально отведенных местах не должно приводить к ухудшению санитарных норм по содержанию вредных веществ в атмосфере. (Интересное место в законе: по-моему резонней замерять уровни выхлопных газов от автомобилей).

        О курении в пенитенциарных учреждениях Фз 15 говорит расплывчато: защита заключенных от курения устанавливается по постановлениям федеральных исполнительных органов на разных инстанциях в соответствии с нормами здравоохранения. А можно ли курить в тюрьмах и изоляторах, так и неясно.

        Цены и налоги на табачную продукцию

        Согласно ст. 13 ФЗ № 15, для уменьшение спроса на табачные изделия применяются такие меры:

        • повышение акцизных налогов;
        • запрещение устанавливать продажную цену ниже минимальной.

        Минимальная цена на табачные изделия установлена на уровне 75% от максимальной розничной цены, которая определяется по правилам налогового кодекса.

        Ограничение оборота торговли

        • Табачную продукцию разрешено продавать в розницу только в магазинах (специально оборудованном для торговли здании) или павильонах.
        • В других торговых точках для розничной продажи разрешена продажа сигарет только в тех населенных пунктах, где отсутствуют магазины (павильоны).
        • Выкладывать на прилавок, рекламировать табачный товар, привлекая внимание покупателей нельзя: разрешаются скромные алфавитные списки с перечнем продукции.
        • Поштучная продажа сигарет без упаковки или в упаковке с другим товаром запрещена.
        • Запрещается продажа табачного ассортимента во всех общественных публичных местах, транспорте, вокзальных помещениях, на расстоянии менее 100 м от школ и других образовательных учреждений.
        Читайте также:  Корвалол передозировка с алкоголем

        Штрафы за нарушение закона ФЗ № 15

        За курение в неположенном месте предусматривается административное наказание — штраф от 500 до 1500 руб. (таким же будет штраф за курение в подъезде, лифте, ином МОП МКД).

        Фз о запрете куренияШтрафы для юридических и должностных лиц

        • Неустановленный или неверно установленный знак, запрещающий курение, обернется:
        • должностному лиц (д. л.) — штрафом от 10 до 20 тыс. руб.;
        • юридическому лицу (ю. л) — от 30 до 60 тыс. руб.
      • Невыполнение законодательных нормативных требований к специально отведенным местам для курения на воздухе и в помещениях:
        • штраф для д. л — от 20 до 30 тыс. руб.;
        • штраф для ю. л — от 50 до 80 тыс. руб.
        • Неисполнение обязанностей по контролю за выполнением закона о запрете курения, возложенных на инд. предпринимателей (ИП) или ю. л.:
          • штраф для ИП — от 30 до 40 тыс. руб.;
          • для ю. л. — от 60 до 90 тыс. руб. (ст. 6.25 КоАп РФ).
          • Такие большие штрафы стимулируют должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей воплощать в жизнь закон о запрете курения в общественных местах.

            ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 «О запрете курения» с комментариями.

            Фз о запрете курения

            Ключевые направления

            Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

            1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
            2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
            3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
            4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
            5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
            6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
            7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
            8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
            9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

            Категории объектов

            Федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

            1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
            2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
            3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
            4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
            5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
            6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
            7. Помещения соцслужб.
            8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
            9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
            10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
            11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
            12. Автозаправочные станции.

            На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 «О запрете курения». 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

            1. Железнодорожных, автовокзалов.
            2. Станций метрополитенов.
            3. Аэро-, морских и речных портов.

            Фз о запрете курения

            Исключения

            Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения». Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения» предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 «О запрете курения», – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

            Меры по сокращению спроса

            ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

            1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
            2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
            3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
            4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
            5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.

            Фз о запрете курения

            Спонсорство

            ФЗ No 15 «О запрете курения» устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон «О запрете курения» 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

            Предупреждение незаконной продажи

            ФЗ-15 «О запрете курения» (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

            1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
            2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
            3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

            Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

            Читайте также:  Что едят с коньяком

            Фз о запрете курения

            Организация продажи

            В соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения», реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 «О запрете курения» не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

            Выкладка товара

            Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

            Дополнительно

            ФЗ-15 «О запрете курения табака» не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

            Ограничения для реализаторов

            Как гласит ФЗ-15 «О запрете курения», в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения».

            Фз о запрете курения

            Комментарии

            Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 «О запрете курения». Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

            Мониторинг

            Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

            1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
            2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
            3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

            ФЗ-15 «О запрете курения в общественных местах» определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

            Фз о запрете курения

            Использование результатов оценки и мониторинга

            На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

            1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
            2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
            3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

            Ключевые принципы обеспечения защиты населения

            Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

            1. Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
            2. Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
            3. Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
            4. Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
            5. Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
            6. Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
            7. Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
            8. Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
            9. Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
            10. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

            Фз о запрете курения

            Полномочия госорганов

            В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

            1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
            2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
            3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
            4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
            5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
            6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
            7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

            В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

            >