Шалва Александрович Амонашвили – профессор и доктор психологии, автор собственной педагогической методики. Методика воспитания Шалвы Амонашвили пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Она получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.
Основы воспитания
По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания: стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, является основой для гармоничного развития.
Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. В Интернете можно найти множество видеороликов с лекциями знаменитого педагога. В них Амонашвили озвучивает эти вопросы и сопровождает их пояснениями:
1. Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?
2. Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?» – подчеркивает педагог.
3. Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.
4. Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.
5. Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».
Основы методики
Основные адресаты методики воспитания Амонашвили – это дети младшего школьного возраста. Именно с ними много лет назад грузинский педагог начал свой воспитательный эксперимент.
Амонашвили настаивает на том, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов. В школе всё зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей.
Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» даже для опытных педагогов становятся вдохновляющим откровением.
Вот какие принципы лежат в основе методики Амонашвили:
1. Детей нужно любить такими, какие они есть;
2. Нужно уметь считаться с детьми. Не считать их заботы и проблемы чем-то мелким. Взрослый должен понимать ребенка, уметь поставить себя на его место;
3. Взрослый должен верить в силу воспитания. И вне зависимости от возникающих трудностей – искать пути для обучения и развития ребенка;
4. Педагог, воспитатель должен сочетать в себе такие качества, как строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, любовь к жизни.
Как работает методика Амонашвили
Один из важнейших принципов методики – отказ от оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Амонашвили также призывает педагогов отказаться от красных чернил и пользоваться зелеными, чтобы отмечать достижения воспитанников.
Ребенок должен соревноваться только со своими собственными достижениями.
Учитель должен научить ребенка радоваться не только своим успехам, но и чужим.
Детей нужно вовлекать как можно глубже в учебный процесс – дети могут сами составлять задания, выстраивать планы уроков и даже создавать учебники.
Уроки в школах Амонашвили проходят в форме беседы, обсуждения. В основной цикл школьной программы входят уроки общения, красоты, планирования деятельности. Есть уроки, посвященные природе, миру наук, иностранной речи и компьютерной грамотности.
Грузинский педагог также вводит уроки познавательного чтения. Шалва Александрович говорит, что «чтение нужно человеку не для того, чтобы быстро читать вслух или про себя, а для того, чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку возможность проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньшей затратой сил извлекать из нее нужные знания».
На уроках письменно-речевой деятельности школьники пишут маленькие рассказы о том, как они познают этот мир. На уроках математического воображения ученики осмысляют такие понятия, как беспредельность и вечность, мироздание, порядок, космос. Учитель должен научить своих подопечных методам сравнения, анализа и обобщения.
Воспитательная система Амонашвили построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Методика будет полезна родителям, которые ценят индивидуальный подход к ребенку и согласны с гуманистическими мировоззрениями грузинского педагога и психолога.
Методика Амонашвили официально признана как система образования и рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили»»
«Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»
2. Основная часть.
2.1 Биография Ш.А. Амонашвили.
2.2. Что такое гуманная педагогика?
2.3. Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А.
3. Практические результаты.
3.1. Педагогические приемы Амонашвили Ш. А., используемые в образовательном процессе.
5. Список литературы.
Из «Заповедей» Амонашвили Ш. А.
Амонашвили Шалва Александрович — известный советский и грузинский педагог — ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Что такое гуманная педагогика?
«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
1. Воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
2. Идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
3. Образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе .
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения:
По философской основе:
По основному фактору развития:
По концепции усвоения:
По ориентации на личностные структуры:
обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная
По характеру содержания:
система малых групп
По организационным формам:
традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации
По подходу к ребёнку:
гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу:
объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества
По категории обучаемых:
массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям
Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств
Облагораживание души и сердца ребенка
Идеал воспитания — самовоспитание
Развитие и становление познавательных сил ребенка
Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений
Основные принципы технологии
Очеловечивать среду, в которой живет ребёнок
Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке .
Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Учитель должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Прожит в ребенке своё детство
Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Основные концептуальные положения технологии
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
Ребенок — высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность .
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Особенности содержания технологии
Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им уроки
Уроки о природе
Осмысление высоких духовных материй и ценностей
Смелость и выносливость
Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.
Уроки родного языка
Постижение красоты всего окружающего
Музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.
Осмысление высоких математических понятий
Бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.
Резервы семейной педагоги
Оценивание деятельности детей
Использование отметок очень ограничено , ибо отметки — это «костыли хромой педагогики».
Основные установки учителя гуманного педагогического процесса
Опоры в ребёнке
Руководящие принципы учителя
- Стремление к развитию;
- стремление к взрослению;
- стремление к свободе
- Принцип очеловечивания среды вокруг ребенка;
- принцип уважения личности ребенка;
- принцип терпения в становлении ребенка
Личностные качества учителя
Доброта, откровенность и искренность, преданность
- Верить в безграничность ребенка;
- верить в свои педагогические способности;
- верить в силу гуманного подхода к ребенку
Любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку
Основные правила учителя
1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе , высказывайте ему пожелания, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения , вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
5. Любите смеяться вместе с детьми , веселитесь, играйте, шалите вместе с ними .
6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом.
7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей , участвуйте в них.
Педагогические приемы Амонашвили Ш. А., используемые в образовательном процессе
Методы и приёмы стимулирования инициатив детей
1.Приёмы поддержки и помощи детям (жестикулирование, хоровые ответы, разрешение подсказки, одобрительные прикосновения к детям).
2.Приём «Секреты», раскрытия которых нужно ещё подождать.
3.Индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными.
4.Каждый урок начинать с «таинства общения», с «медитации» учителя и учеников, восхвалять солнце, день, природу.
5.Приём «Нашептывание ответов на ухо».
6. Приём «Опустите головы!». Цель: развить у учеников мышление без опоры на наглядность.
8. «Слова — подарки», слова, которые призывают к чему-то хорошему, доброму, нравственному, человечному, духовному, умному, мудрому.
7.Прием преднамеренной ошибки, когда учитель даёт ученикам возможность сделать ему замечание, помочь учителю, посочувствовать и пожалеть.
Методы и приёмы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы
1.«Уроки — инсценировки». Самые хорошие «постановки» рекомендуются «зрителями» для показа на «гастролях», то есть в других классах.
2.«Соавторство учебника», когда дети могут вносит поправки своей рукой в учебнике или вкладывать свои правила, задания, стихи, рассказы для учащихся следующих классов.
3.Самостоятельное творческое составление заданий (придумайте сложные задания сами).
4.Микропреподавание (учитель даёт возможность детям самостоятельно провести часть урока — «Кому сегодня быть учителем»).
5. Перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями.
7. Методы опережающего обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию личностно – ориентированной развивающейся модели массовой начальной школы и призван обеспечить среди прочих основных целей выполнение такой цели как ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Этой цели как нельзя лучше соответствует философская система Ш.А. Амонашвили «Гуманно – личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа жизни».
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. — М., 1988.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1988.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М., 1988.
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.
6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание, 1980.
7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996
8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. — М., 1982.
9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. — №15 — 23.
10.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. — М., 1987.
11.Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. — №7.
Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.
Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.
Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».
Цели технологии:
• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
• облагораживание души и сердца ребенка;
• развитие и становление познавательных сил ребенка;
• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
• идеал воспитания — самовоспитание.
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
• гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
• индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
• мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;
• резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».
Вот эти принципы.
1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «"Истинно человеческое" — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».
2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.
«"Как человека" — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».
3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.
«"Истинная индивидуальность" — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».
4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.
«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».
5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.
«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; "общечеловеческие интересы" — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.
Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».
6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.
«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»
В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.
«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: "Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?".); положения, требующего развертывания и доказательств (например: "Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?"); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: "Посмотрите на неравенства А > В, В Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».
Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.
Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.
Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.
Технология «Портфолио педагога» Технология «Портфолио педагога»Современное образование нуждается в новом типе педагога, который владеет: -современными образовательными.
Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.
Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.
Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.
Технология ТРИЗ — технология развития творчества Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ — теория решения.