Почему мусульмане не пьют алкоголь

Как в исламском мире решали «алкогольный вопрос»

Почему мусульмане не пьют алкоголь

На этой неделе православные христиане отметили Крещение Руси — событие, которое принято связывать с выбором веры князем Владимиром. Древнерусский летописец рассказывает, что князь, хотя и прельстившись 70 женами мусульманского рая, не выбрал ислам, запрещающий вино, ибо «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Но если неприятие алкоголя на самом деле было весомым аргументом для Владимира, то князь явно погорячился — как свидетельствует история, запрет на горячительное в исламском мире соблюдался далеко не везде и не всегда.

За 1400 лет истории мусульманских обществ вино, ракы и другие спиртные напитки не раз играли важную роль, особенно в жизни элиты, к которой мог бы принадлежать и русский князь. Даже само слово «алкоголь» — арабского происхождения. «Лента.ру» попыталась разобраться в сложных отношениях ислама со спиртосодержащими напитками: от времен пророка до последних инициатив турецкого правительства.

В доисламскую эпоху арабы уже знали о вине и его опьяняющем воздействии. Напиток этот привозился торговцами (христианами и евреями) во множество христианских монастырей, возникших на окраинах Аравийского полуострова в III-VII веках нашей эры. Сам пророк Мухаммед изначально относился к вину нейтрально. Но после нескольких инцидентов с участием своих пьяных соратников (драка на пиру и ошибки в молитве, которую произнес сподвижник Мухаммеда, будучи навеселе) было однозначно запрещено употребление опьяняющих напитков. «О вы, которые уверовали! Вино, майсир [азартная игра], жертвенники, [гадальные] стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (Сура 5 «Аль-Маида», аят 90, перевод И. Крачковского).

При этом всю радость и наслаждение от плодов лозы (один из даров Аллаха человеку) пророк не запретил — просто перенес в рай: «Образ сада, который обещан богобоязненным: там реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих» (Сура 47 «Мухаммад», аят 15). Однако нарушение этого запрета в земной жизни делало мусульманина грешником (всегда имеющим возможность искупить свою вину), но не еретиком (которому больше нет места в общине верующих). То есть ересью было оспаривать запрет на алкоголь, а пить вино — это нечто прискорбное, но допустимое.

Нужно упомянуть и еще об одной лазейке: в раннем исламе четко прописывалась неприемлемость вторжения в частную жизнь верующих с целью поймать их «с поличным», что считалось несовместимым с честью и достоинством мусульманина. Благодаря этому мусульманин мог пить в одиночестве, в покое своего дома, и никакой «полиции нравов» туда ходу не было.

В Аравии запрет на вино не вызвал особых споров — в конце концов, арабы-кочевники никогда сами не возделывали виноградники. Но потом распространение ислама на запад и восток охватило области с многотысячелетней традицией виноделия. Еще античные историки писали об обильных возлияниях персидских царей и их приближенных. И формальный запрет на новых территориях был практически проигнорирован: даже халифы из багдадской династии Аббасидов (750-1258 годы), руководители мусульманской общины, пили вместе со своими придворными дни и ночи напролет.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

При дворе Харуна аль-Рашида творил «певец вина и любви» поэт Абу Нувас, прославившийся целыми циклами в жанре хамрийат (сложные многосюжетные стихи на тему винопития). Антиалкогольные законы халифов были направлены только против употребления вина широкими массами (власти боялись, что это приведет к бунтам). И на западе исламского мира, в Андалусии, ситуация была такой же: все Омейяды известны своей любовью к вину. Бадис ибн Хаббус, амир Гранады (XI век) так долго пьянствовал в дальних комнатах своего дворца, что народ счел его мертвым.

Что касается востока халифата (Ирана и Средней Азии), то вся классическая персидская поэзия, зародившаяся при дворах династий Саффаридов и Саманидов, наполнена символикой вина. То же можно сказать о мистической поэзии суфиев. Прекрасный виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее сквозь стенки кубка, как символ божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (символ презрения к косности и лицемерию официальной религии), — вот ее метафоры, яркое представление о которых дает творчество Хафиза Ширази и Омара Хайама.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

В целом ситуацию с алкоголем в исламском средневековье можно описать так: высшие классы (хасс) считали винопитие одной из привилегий своего положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался только простолюдинов (аввам), которые в опьянении теряют человеческий облик и не способны к самоконтролю. Так что лекарством от тоски и основным болеутоляющим средством для низших классов был прежде всего опиум, который прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.

Ближе к современности, в XIII-XVI веках, власть в исламском мире перешла к кочевникам из степей Евразии — туркам и монголам. Их повелители — от Тамерлана и тюрков-кызылбашей до первых османских государей — правили, не вылезая из седла, в многочисленных походах. Они пили до и после сражений, доказывая крепость тела и духа, свободного от уз религии. Однако после военных поражений многие ханы и шахи пытались вернуть благосклонность Аллаха, запрещая винопитие в своих государствах и лично воздерживаясь от алкоголя. Например, при вступлении на престол Солтана Хосейна (правил в Иране с 1694 по 1722 год) из шахского погреба извлекли шесть тысяч бутылок вина и вылили на главную площадь Исфахана. Однако уже через два года двоюродная бабушка шаха, страдающая от алкоголизма, убедила монарха снять запрет и в итоге споила его.

Читайте также:  Можно ли найз мешать с алкоголем

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Более неоднозначной была ситуация в Османской империи, которая в XV-XVIII веках являлась безусловным лидером мусульманского мира. Под властью султанов оказались земли от Ливии до Ирака и от Венгрии до Аравии. После взятия Константинополя в 1453 году бывшие кочевники стали руководить миллионами земледельцев и горожан, многие из которых сохранили христианскую веру. В сельской местности мусульмане оставались трезвенниками, предпочитая пить воду, христиане по старинке продолжали выпивать.

Были и необычные случаи: перешедшие в ислам жители Боснии подчинились запрету на винопитие, однако считали, что на ракию (крепкий напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов — слив, яблок, айвы, персиков) он не распространяется. В крупных городах (Стамбуле, Измире, Алеппо) все кабаки держали греки, армяне и евреи. Легкодоступность вина и других радостей жизни в христианских кварталах вызывала у мусульман сложные чувства: зависть к чужой свободе одновременно с ненавистью к пороку.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Правоверные могли наведываться туда только втайне от соседей и властей, однако никто не мешал им изготавливать алкогольный напиток в домашних условиях, для чего вполне открыто приобретались тонны винограда. Тем не менее султаны периодически запрещали вино (равно как табак и кофе): при вступлении на престол, перед военными походами, под давлением улемов (священнослужителей), во время эпидемий чумы, перед смертью, в страхе перед бунтами. Однако сама частота подобных запретов говорит об их неэффективности. Наконец, к XVIII веку налог на спиртное стал важной частью государственных доходов, лишиться которых правительство просто не могло себе позволить.

Известно, что на Западе кафе сыграли важную роль в подготовке революций и политическом «созревании» среднего класса. Купцы, юристы, биржевые игроки, писатели и ученые собирались в кафе, узнавали новости и обсуждали различные актуальные проблемы. В Османской империи кофейни тоже выполняли эту функцию, хотя и в более скромных масштабах: там зарождалось пространство для общения, отличное и от мечети, и от дворца. Но таверны никогда не могли стать аналогичным прогрессивным институтом. Туда приходили таясь, боясь опозориться, а вместо разговоров громко визжали в надежде на то, что душа убежит из тела (перед тем как алкоголь попадет в рот и совершится грех). Об этом эпизоде рассказал австрийский врач Любенау, посетивший Стамбул в 1587 году.

В XIX веке, в эпоху модернизации и активных контактов с Западом, у алкогольных напитков появился новый смысл — они стали символом прогресса. Султаны пили шампанское (правда, поначалу только на приемах с участием европейских послов). Вслед за двором эта мода распространилась на все высшие классы османского общества. Богатые турки могли просто ставить на стол непочатую бутылку бордо, чтобы продемонстрировать гостям свой тонкий вкус. Даже шейх-уль-ислам (высший исламский богослов империи) разрешил мусульманам пить вино, если это полезно для их здоровья. Правда, качество местных вин к началу ХХ века оставляло желать лучшего, так что более популярным стало пиво: в Стамбуле и Измире десятками открывались пивные бары.

Однако больше всего в Османской империи полюбили ракы — настоянный на анисе крепкий (40-50 градусов) виноградный напиток. Он был дешевле крепких напитков из Европы и не выглядел столь явным иностранным заимствованием, как пиво. Наконец, его употребление явно не противоречило кораническому запрету: в отличие от вина, ракы получают не из виноградного сока, а из выжимки. Ракы предпочитал и отец — основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Известно, что именно стаканчик ракы он опрокинул сразу после вступления войск республики в разграбленную и горящую Смирну (этим трагическим эпизодом в 1922 году закончилась греко-турецкая война).

Почему мусульмане не пьют алкоголь

В Иране «алкогольная вестернизация» шла аналогичным образом, только иностранное влияние ощущалось больше со стороны России. Импорт французского вина обходился слишком дорого, и многие богатые иранцы предпочитали «русское» сочетание стопки водки и закуски. Ракы и водка из Закавказья наводнили северные провинции, а российское пиво продавалось по всей стране: в 1902 году из 134 634 бутылок, ввезенных в Иран, 121 130 (или 90 процентов) были произведены в России.

В XX веке в исламском мире к власти повсеместно пришли светские режимы. И сейчас легальность употребления алкоголя находится в прямой зависимости от уровня секулярности того или иного государства, то есть зависимости его правовой системы от догм ислама. Продажа спиртного полностью запрещена в Саудовской Аравии. В Пакистане и Иране его могут купить только немусульмане и только по предъявлению документа о вероисповедании.

В противоположном лагере до недавнего времени находилась Турция. Ататюрк не только отделил религию от государства, но и свел к минимуму ее присутствие в общественной жизни. В 1926 году мусульманам было разрешено продавать и употреблять алкоголь. Тем не менее турки не стали сильно пьющей нацией: в 2010 году потребление спиртного на душу населения в стране было самым низким в Европе (полтора литра в год).

Пришедшая к власти в 2002 году умеренно-исламская Партия справедливости и развития начала планомерное наступление на алкогольную «вольницу». В 2012-м был принят закон о запрете продажи спиртного в розлив, который ударил по ресторанам и кафе. В апреле 2013 года премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган объявил национальным напитком Турции не ракы, а айран (кисломолочный напиток), а через месяц парламент запретил продавать алкоголь в ночное время, а также на расстоянии ближе 100 метров от школ и мечетей. Но главным орудием правительства стали акцизы: из-за них стоимость ракы к 2010 году выросла в четыре раза, а пива — в восемь раз. Цены приблизились к уровню скандинавских, что в небогатой ближневосточной стране сильно сократило потребление спиртного. А это, в свою очередь, стало одним из поводов к протестам против партии Эрдогана и исламизации общественной жизни: участники антиправительственных акций весны 2013 года разбивали бутылки пива и поднимали издевательские тосты в честь премьер-министра.

Читайте также:  Спираль для вейпа своими руками

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Иран в ХХ веке также шел по пути растущей популярности спиртного (самогона у средних классов и импортных вина и виски — у элиты), хотя сельские жители (именно они до 1980-х составляли большинство в стране) почти не употребляли спиртного. К тому же после исламской революции 1979 года духовенство повело мощнейшее наступление на алкоголь и запретило мусульманам его употребление. В результате иранцы вернулись к «тайнопитию»: ежегодно в стране нелегально продают 80 миллионов литров алкоголя — и это только по официальным данным. Причем в основном его привозят из Иракского Курдистана, а покрывают контрабандистов, по слухам, сами Стражи исламской революции (КСИР). Иранцы, в отличие от европейцев, если уж пьют, то делают это до полной потери сознания, заявил шиитский имам в интервью BBC News.

Ну а пока правители исламских стран пытаются законодательно влиять на потребление спиртного, алкоголь незаметно и исподволь трансформирует сам ислам как религию. На протяжении почти всей истории мусульманских государств запрет на алкоголь насаждался сверху — со стороны властей и богословов, а людьми воспринимался как неудобное правило, которое надо обойти с минимальными потерями для собственного кошелька, здоровья и совести. Сейчас же, особенно в развитых странах, мусульмане нередко самолично определяют свою религиозную идентичность (например, надевая платок) и ищут ответы на вопросы о том, как должен жить правоверный. Подчеркнуто добровольное соблюдение поста в священный месяц рамадан по всей строгости и полный отказ от спиртного часто являются важнейшими решениями, определяющими личную религиозность мусульманина.

Важен сам факт, но всегда интересен сам процесс

Надо познавать истину, чтобы жить, а не существовать

Коран не запрещает пить вино.

Это статья о том, что с первоисточниками надо работать самому, не доверяя чужому мнению.
Наивные мусульмане, ни разу не читавшие корана, думают, что коран запрещает пить только вино. На самом деле об этом вопили только мусульманские кликуши, тоже не читавшие корана.
Причем их предупреждает их же коран — в котором регулярно повторяются угрозы о недопустимости необоснованных запретов от имени аллаха — »чрезмерствования».
Коран надо читать в первоисточнике на арабском, в этом языке бесчисленное количество нюансов. В суре 6 »Скот», 140 сказано: «Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, без всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем.». Следовательно, запрещать что-либо без точного знания опасно.
И в коране есть вполне определенные вещи, например, Сура 56 Аль-Ваки’а «Воскресение», 17-19 обещает истинным верующим: «Их будут обслуживать вечно юные отроки, обходя их с чашами и кувшинами, наполненными райским напитком и кубками, полными вина, из текущих источников, от него они не испытают головной боли, которая может отвратить их от него, и не потеряют разума», а Сура 5 «Трапеза», 93 говорит нам – «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались… Ведь Аллах любит творящих добро». То есть ешь свинину, пей вино, но при этом делай добро, и всё будет в порядке.
В суре 37 «Выстроившиеся в ряды», 45-47 сказано: «Их (избранных аллаха) будут обходить с чашей родникового напитка (вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит». Омар Хайям тоже пил вино и прославился в веках.
На самом деле, если включить логику, то если следовать словам кликуш, то аллах получается обычным недальновидным обывателем, который не смог предвидеть, что русский химик Менделеев изобретет 40-градусную водку, и что испанцы притащат из Месоамерики табак, и что физиологи докажут, что человек вырабатывает эндогенный алкоголь, что подпольные химики насинтезируют ЛСД и синтетические наркотики, подсаживающие на наркоманию с первого употребления.
Но если допустить, что аллах, как настоящий бог, это всё предвидел, то получается правильная картина
– аллах в своих истинных словах не запрещает пить вино, водку и употреблять прочие наркотики, он лишь спрашивает – удержитесь ли вы в рамках приличия? Сможете ли преуспеть? И тогда получается, что аллах в коране предупреждает о вредном влиянии этих веществ и как бы заботится о пастве.
Ведь путь мусульманина – путь воина. И воин, бросающий вызов вину (водке и так далее), и побеждающий его каждый день, является достойным человеком. Тот, кто испытывает себя на прочность и побеждает – достойный. А вот тот, кто опустится, сопьется или станет алкашом-хроником или наркошей – недостойный.
Вот эта цитата о вине (сура 2 »Корова», 219). — "Oни cпpaшивaют тeбя o винe и мaйcиpe. Cкaжи: "B ниx oбoиx — вeликий гpex и нeкaя пoльзa для людeй, нo гpex иx — бoльшe пoльзы"".
Тогда почему ученый Скляров А. доказал, что древние боги вовсю пили вино? Более того, есть версия, что они же научили человеков выращивать виноград и делать из него вино, то есть наладили процесс. Если бы вино как продукт было бы столь неугодно Аллаху, то почему же »реки вина, приятного для пьющих» оказались в почетном списке наград для верующих в раю (сура 47 »Мухаммад», ’15) — «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим…»?
Или вот Сура 83 «Обвешивающие», 22-25 – «Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином…».
Сура 16 «Пчелы», 67 – «Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.». Вопрос, если аллах целиком против пьянства, разве не исключил бы он саму возможность добывания опьяняющих напитков? Он же бог, для него это запросто.
Поэтому не надо слушать кликуш от любых религий, надо самому изучать вопрос и иметь только своё мнение.
Мусульманских агентов влияния подкупили хитрые европейцы, убрав навсегда арабских конкурентов с рынка виноделия.
Коран на самом деле не запрещает вино, водку, табак, героин, марихуану и азартные игры. Коран обозначает, что человек, не погрузившийся в соблазн — достойный.

Читайте также:  Как отказаться от алкоголя самостоятельно мужчине

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Пристрастия и привычки зачастую определяют менталитет целых наций и народов. В их формировании определяющим фактором зачастую является вероисповедание. Если христианам разрешается употреблять спиртные напитки большой крепости, то мусульмане лишены такого «удовольствия».

Причины запрета

Жители Аравийского полуострова активно употребляли «веселящие» напитки до принятия Ислама. Это объяснялось почти полным отсутствием природных источников. Из-за плохого качества воды, которой было очень мало, люди использовали вино и финиковую настойку для утоления жажды. Слабая крепость таких напитков не приводила к сильному опьянению.

Но регулярность употребления превращалась в злоупотребление. Нередки были случаи смерти от алкогольного отравления. Рождение детей с признаками врожденных уродств также считалось почти нормой, и было результатом алкоголизма родителей. Целые народы стояли на грани вымирания.

«Сухой закон» от пророка Мухаммеда

Именно этот пророк обратил внимание на страшную тенденцию. Он и решил ввести запрет на пьянство. Понимая силу многовековой привычки, мудрый Мухаммед не стал действовать необдуманно, и решил внедрять новые порядки постепенно. На исповедях стали подниматься вопросы пьянства и его вреда. Упор делался на то, что пьющий верующий оскорбляет Аллаха.

Позже был введен запрет на проведение Намаза в одурманенном состоянии. Позникло понятие «хамар» («грех, лишающий разума»). Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

Пять причин, по которым мусульманам запрещено пить алкоголь

Тогда же в сознании правоверных мусульман были сформированы причины, которые не позволяли употреблять алкоголь.

  1. Обращаясь к Аллаху во время Намаза нельзя быть под воздействием алкоголя, поскольку это оскверняет сам священный ритуал. А поскольку молитва совершается 5 раз в день, алкогольные пары просто не успеют выветриться до встречи со Всевышним.
  2. Боязнь привыкания ограждала многих верующих от возможности отступить от заповеди Мухаммеда. Ведь выпив один раз, человек может захотеть большего.
  3. Алкоголь, стирая границы между праведностью и грехом, может подтолкнуть верующего к поступкам, не угодным Аллаху. Наказание за это может быть гораздо белее чувствительным, чем удовольствие от выпитого напитка.
  4. Пить алкоголь на глазах у детей недопустимо. Это дает повод повторять такие же действия, когда они повзрослеют, и сами станут родителями. Пагубная цепочка может продолжиться вечно.
  5. Снижая способность самоконтроля, спиртное может подтолкнуть верующего к тому, чтобы он забыл заповеди Корана. Это считается страшным грехом и карается нещадно.

В суре «Аль-Маида» говорится: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир (азартные игры), (жертвоприношения) на каменных жертвенниках (и гадание) по летящим стрелам — скверные деяния, (внушаемые) шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы (эти непристойности)?»

К числу запретных напитков были отнесены все, в которых имелся малейший градус алкоголя. Лишь в зороастрийских общинах было принято употреблять пиво и спирт, которые не считались алкоголем, из-за того, что при их изготовлении не использовался процесс брожения ягод. Сегодня таких сообществ осталось очень мало.

Строгость запрета

Вопреки бытующему мнению, запрет на алкоголь очень строг. Не смотря на то, что в поэтических произведениях Омара Хайяма воспевается вкус вина и результаты его воздействия на человеческий организм, догмы Корана запрещают принятие алкоголя.

Конечно, в некоторых странах Ислама алкоголь продается. Но его употребление не возведено в ранг национальной традиции, как у россиян.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Как в исламском мире решали «алкогольный вопрос»

Почему мусульмане не пьют алкоголь

На этой неделе православные христиане отметили Крещение Руси — событие, которое принято связывать с выбором веры князем Владимиром. Древнерусский летописец рассказывает, что князь, хотя и прельстившись 70 женами мусульманского рая, не выбрал ислам, запрещающий вино, ибо «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Но если неприятие алкоголя на самом деле было весомым аргументом для Владимира, то князь явно погорячился — как свидетельствует история, запрет на горячительное в исламском мире соблюдался далеко не везде и не всегда.

За 1400 лет истории мусульманских обществ вино, ракы и другие спиртные напитки не раз играли важную роль, особенно в жизни элиты, к которой мог бы принадлежать и русский князь. Даже само слово «алкоголь» — арабского происхождения. «Лента.ру» попыталась разобраться в сложных отношениях ислама со спиртосодержащими напитками: от времен пророка до последних инициатив турецкого правительства.

В доисламскую эпоху арабы уже знали о вине и его опьяняющем воздействии. Напиток этот привозился торговцами (христианами и евреями) во множество христианских монастырей, возникших на окраинах Аравийского полуострова в III-VII веках нашей эры. Сам пророк Мухаммед изначально относился к вину нейтрально. Но после нескольких инцидентов с участием своих пьяных соратников (драка на пиру и ошибки в молитве, которую произнес сподвижник Мухаммеда, будучи навеселе) было однозначно запрещено употребление опьяняющих напитков. «О вы, которые уверовали! Вино, майсир [азартная игра], жертвенники, [гадальные] стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (Сура 5 «Аль-Маида», аят 90, перевод И. Крачковского).

При этом всю радость и наслаждение от плодов лозы (один из даров Аллаха человеку) пророк не запретил — просто перенес в рай: «Образ сада, который обещан богобоязненным: там реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих» (Сура 47 «Мухаммад», аят 15). Однако нарушение этого запрета в земной жизни делало мусульманина грешником (всегда имеющим возможность искупить свою вину), но не еретиком (которому больше нет места в общине верующих). То есть ересью было оспаривать запрет на алкоголь, а пить вино — это нечто прискорбное, но допустимое.

Нужно упомянуть и еще об одной лазейке: в раннем исламе четко прописывалась неприемлемость вторжения в частную жизнь верующих с целью поймать их «с поличным», что считалось несовместимым с честью и достоинством мусульманина. Благодаря этому мусульманин мог пить в одиночестве, в покое своего дома, и никакой «полиции нравов» туда ходу не было.

В Аравии запрет на вино не вызвал особых споров — в конце концов, арабы-кочевники никогда сами не возделывали виноградники. Но потом распространение ислама на запад и восток охватило области с многотысячелетней традицией виноделия. Еще античные историки писали об обильных возлияниях персидских царей и их приближенных. И формальный запрет на новых территориях был практически проигнорирован: даже халифы из багдадской династии Аббасидов (750-1258 годы), руководители мусульманской общины, пили вместе со своими придворными дни и ночи напролет.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

При дворе Харуна аль-Рашида творил «певец вина и любви» поэт Абу Нувас, прославившийся целыми циклами в жанре хамрийат (сложные многосюжетные стихи на тему винопития). Антиалкогольные законы халифов были направлены только против употребления вина широкими массами (власти боялись, что это приведет к бунтам). И на западе исламского мира, в Андалусии, ситуация была такой же: все Омейяды известны своей любовью к вину. Бадис ибн Хаббус, амир Гранады (XI век) так долго пьянствовал в дальних комнатах своего дворца, что народ счел его мертвым.

Что касается востока халифата (Ирана и Средней Азии), то вся классическая персидская поэзия, зародившаяся при дворах династий Саффаридов и Саманидов, наполнена символикой вина. То же можно сказать о мистической поэзии суфиев. Прекрасный виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее сквозь стенки кубка, как символ божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (символ презрения к косности и лицемерию официальной религии), — вот ее метафоры, яркое представление о которых дает творчество Хафиза Ширази и Омара Хайама.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

В целом ситуацию с алкоголем в исламском средневековье можно описать так: высшие классы (хасс) считали винопитие одной из привилегий своего положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался только простолюдинов (аввам), которые в опьянении теряют человеческий облик и не способны к самоконтролю. Так что лекарством от тоски и основным болеутоляющим средством для низших классов был прежде всего опиум, который прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.

Ближе к современности, в XIII-XVI веках, власть в исламском мире перешла к кочевникам из степей Евразии — туркам и монголам. Их повелители — от Тамерлана и тюрков-кызылбашей до первых османских государей — правили, не вылезая из седла, в многочисленных походах. Они пили до и после сражений, доказывая крепость тела и духа, свободного от уз религии. Однако после военных поражений многие ханы и шахи пытались вернуть благосклонность Аллаха, запрещая винопитие в своих государствах и лично воздерживаясь от алкоголя. Например, при вступлении на престол Солтана Хосейна (правил в Иране с 1694 по 1722 год) из шахского погреба извлекли шесть тысяч бутылок вина и вылили на главную площадь Исфахана. Однако уже через два года двоюродная бабушка шаха, страдающая от алкоголизма, убедила монарха снять запрет и в итоге споила его.

Читайте также:  За курение в неположенном месте

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Более неоднозначной была ситуация в Османской империи, которая в XV-XVIII веках являлась безусловным лидером мусульманского мира. Под властью султанов оказались земли от Ливии до Ирака и от Венгрии до Аравии. После взятия Константинополя в 1453 году бывшие кочевники стали руководить миллионами земледельцев и горожан, многие из которых сохранили христианскую веру. В сельской местности мусульмане оставались трезвенниками, предпочитая пить воду, христиане по старинке продолжали выпивать.

Были и необычные случаи: перешедшие в ислам жители Боснии подчинились запрету на винопитие, однако считали, что на ракию (крепкий напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов — слив, яблок, айвы, персиков) он не распространяется. В крупных городах (Стамбуле, Измире, Алеппо) все кабаки держали греки, армяне и евреи. Легкодоступность вина и других радостей жизни в христианских кварталах вызывала у мусульман сложные чувства: зависть к чужой свободе одновременно с ненавистью к пороку.

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Правоверные могли наведываться туда только втайне от соседей и властей, однако никто не мешал им изготавливать алкогольный напиток в домашних условиях, для чего вполне открыто приобретались тонны винограда. Тем не менее султаны периодически запрещали вино (равно как табак и кофе): при вступлении на престол, перед военными походами, под давлением улемов (священнослужителей), во время эпидемий чумы, перед смертью, в страхе перед бунтами. Однако сама частота подобных запретов говорит об их неэффективности. Наконец, к XVIII веку налог на спиртное стал важной частью государственных доходов, лишиться которых правительство просто не могло себе позволить.

Известно, что на Западе кафе сыграли важную роль в подготовке революций и политическом «созревании» среднего класса. Купцы, юристы, биржевые игроки, писатели и ученые собирались в кафе, узнавали новости и обсуждали различные актуальные проблемы. В Османской империи кофейни тоже выполняли эту функцию, хотя и в более скромных масштабах: там зарождалось пространство для общения, отличное и от мечети, и от дворца. Но таверны никогда не могли стать аналогичным прогрессивным институтом. Туда приходили таясь, боясь опозориться, а вместо разговоров громко визжали в надежде на то, что душа убежит из тела (перед тем как алкоголь попадет в рот и совершится грех). Об этом эпизоде рассказал австрийский врач Любенау, посетивший Стамбул в 1587 году.

В XIX веке, в эпоху модернизации и активных контактов с Западом, у алкогольных напитков появился новый смысл — они стали символом прогресса. Султаны пили шампанское (правда, поначалу только на приемах с участием европейских послов). Вслед за двором эта мода распространилась на все высшие классы османского общества. Богатые турки могли просто ставить на стол непочатую бутылку бордо, чтобы продемонстрировать гостям свой тонкий вкус. Даже шейх-уль-ислам (высший исламский богослов империи) разрешил мусульманам пить вино, если это полезно для их здоровья. Правда, качество местных вин к началу ХХ века оставляло желать лучшего, так что более популярным стало пиво: в Стамбуле и Измире десятками открывались пивные бары.

Однако больше всего в Османской империи полюбили ракы — настоянный на анисе крепкий (40-50 градусов) виноградный напиток. Он был дешевле крепких напитков из Европы и не выглядел столь явным иностранным заимствованием, как пиво. Наконец, его употребление явно не противоречило кораническому запрету: в отличие от вина, ракы получают не из виноградного сока, а из выжимки. Ракы предпочитал и отец — основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Известно, что именно стаканчик ракы он опрокинул сразу после вступления войск республики в разграбленную и горящую Смирну (этим трагическим эпизодом в 1922 году закончилась греко-турецкая война).

Почему мусульмане не пьют алкоголь

В Иране «алкогольная вестернизация» шла аналогичным образом, только иностранное влияние ощущалось больше со стороны России. Импорт французского вина обходился слишком дорого, и многие богатые иранцы предпочитали «русское» сочетание стопки водки и закуски. Ракы и водка из Закавказья наводнили северные провинции, а российское пиво продавалось по всей стране: в 1902 году из 134 634 бутылок, ввезенных в Иран, 121 130 (или 90 процентов) были произведены в России.

В XX веке в исламском мире к власти повсеместно пришли светские режимы. И сейчас легальность употребления алкоголя находится в прямой зависимости от уровня секулярности того или иного государства, то есть зависимости его правовой системы от догм ислама. Продажа спиртного полностью запрещена в Саудовской Аравии. В Пакистане и Иране его могут купить только немусульмане и только по предъявлению документа о вероисповедании.

В противоположном лагере до недавнего времени находилась Турция. Ататюрк не только отделил религию от государства, но и свел к минимуму ее присутствие в общественной жизни. В 1926 году мусульманам было разрешено продавать и употреблять алкоголь. Тем не менее турки не стали сильно пьющей нацией: в 2010 году потребление спиртного на душу населения в стране было самым низким в Европе (полтора литра в год).

Пришедшая к власти в 2002 году умеренно-исламская Партия справедливости и развития начала планомерное наступление на алкогольную «вольницу». В 2012-м был принят закон о запрете продажи спиртного в розлив, который ударил по ресторанам и кафе. В апреле 2013 года премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган объявил национальным напитком Турции не ракы, а айран (кисломолочный напиток), а через месяц парламент запретил продавать алкоголь в ночное время, а также на расстоянии ближе 100 метров от школ и мечетей. Но главным орудием правительства стали акцизы: из-за них стоимость ракы к 2010 году выросла в четыре раза, а пива — в восемь раз. Цены приблизились к уровню скандинавских, что в небогатой ближневосточной стране сильно сократило потребление спиртного. А это, в свою очередь, стало одним из поводов к протестам против партии Эрдогана и исламизации общественной жизни: участники антиправительственных акций весны 2013 года разбивали бутылки пива и поднимали издевательские тосты в честь премьер-министра.

Читайте также:  Можно ли курить после удаления щитовидной железы

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Иран в ХХ веке также шел по пути растущей популярности спиртного (самогона у средних классов и импортных вина и виски — у элиты), хотя сельские жители (именно они до 1980-х составляли большинство в стране) почти не употребляли спиртного. К тому же после исламской революции 1979 года духовенство повело мощнейшее наступление на алкоголь и запретило мусульманам его употребление. В результате иранцы вернулись к «тайнопитию»: ежегодно в стране нелегально продают 80 миллионов литров алкоголя — и это только по официальным данным. Причем в основном его привозят из Иракского Курдистана, а покрывают контрабандистов, по слухам, сами Стражи исламской революции (КСИР). Иранцы, в отличие от европейцев, если уж пьют, то делают это до полной потери сознания, заявил шиитский имам в интервью BBC News.

Ну а пока правители исламских стран пытаются законодательно влиять на потребление спиртного, алкоголь незаметно и исподволь трансформирует сам ислам как религию. На протяжении почти всей истории мусульманских государств запрет на алкоголь насаждался сверху — со стороны властей и богословов, а людьми воспринимался как неудобное правило, которое надо обойти с минимальными потерями для собственного кошелька, здоровья и совести. Сейчас же, особенно в развитых странах, мусульмане нередко самолично определяют свою религиозную идентичность (например, надевая платок) и ищут ответы на вопросы о том, как должен жить правоверный. Подчеркнуто добровольное соблюдение поста в священный месяц рамадан по всей строгости и полный отказ от спиртного часто являются важнейшими решениями, определяющими личную религиозность мусульманина.

Важен сам факт, но всегда интересен сам процесс

Надо познавать истину, чтобы жить, а не существовать

Коран не запрещает пить вино.

Это статья о том, что с первоисточниками надо работать самому, не доверяя чужому мнению.
Наивные мусульмане, ни разу не читавшие корана, думают, что коран запрещает пить только вино. На самом деле об этом вопили только мусульманские кликуши, тоже не читавшие корана.
Причем их предупреждает их же коран — в котором регулярно повторяются угрозы о недопустимости необоснованных запретов от имени аллаха — »чрезмерствования».
Коран надо читать в первоисточнике на арабском, в этом языке бесчисленное количество нюансов. В суре 6 »Скот», 140 сказано: «Понесли урон те, которые убивали своих детей по глупости, без всякого знания, и запрещали то, чем наделял их Аллах, возводя навет на Аллаха. Они впали в заблуждение и не последовали прямым путем.». Следовательно, запрещать что-либо без точного знания опасно.
И в коране есть вполне определенные вещи, например, Сура 56 Аль-Ваки’а «Воскресение», 17-19 обещает истинным верующим: «Их будут обслуживать вечно юные отроки, обходя их с чашами и кувшинами, наполненными райским напитком и кубками, полными вина, из текущих источников, от него они не испытают головной боли, которая может отвратить их от него, и не потеряют разума», а Сура 5 «Трапеза», 93 говорит нам – «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались… Ведь Аллах любит творящих добро». То есть ешь свинину, пей вино, но при этом делай добро, и всё будет в порядке.
В суре 37 «Выстроившиеся в ряды», 45-47 сказано: «Их (избранных аллаха) будут обходить с чашей родникового напитка (вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит». Омар Хайям тоже пил вино и прославился в веках.
На самом деле, если включить логику, то если следовать словам кликуш, то аллах получается обычным недальновидным обывателем, который не смог предвидеть, что русский химик Менделеев изобретет 40-градусную водку, и что испанцы притащат из Месоамерики табак, и что физиологи докажут, что человек вырабатывает эндогенный алкоголь, что подпольные химики насинтезируют ЛСД и синтетические наркотики, подсаживающие на наркоманию с первого употребления.
Но если допустить, что аллах, как настоящий бог, это всё предвидел, то получается правильная картина
– аллах в своих истинных словах не запрещает пить вино, водку и употреблять прочие наркотики, он лишь спрашивает – удержитесь ли вы в рамках приличия? Сможете ли преуспеть? И тогда получается, что аллах в коране предупреждает о вредном влиянии этих веществ и как бы заботится о пастве.
Ведь путь мусульманина – путь воина. И воин, бросающий вызов вину (водке и так далее), и побеждающий его каждый день, является достойным человеком. Тот, кто испытывает себя на прочность и побеждает – достойный. А вот тот, кто опустится, сопьется или станет алкашом-хроником или наркошей – недостойный.
Вот эта цитата о вине (сура 2 »Корова», 219). — "Oни cпpaшивaют тeбя o винe и мaйcиpe. Cкaжи: "B ниx oбoиx — вeликий гpex и нeкaя пoльзa для людeй, нo гpex иx — бoльшe пoльзы"".
Тогда почему ученый Скляров А. доказал, что древние боги вовсю пили вино? Более того, есть версия, что они же научили человеков выращивать виноград и делать из него вино, то есть наладили процесс. Если бы вино как продукт было бы столь неугодно Аллаху, то почему же »реки вина, приятного для пьющих» оказались в почетном списке наград для верующих в раю (сура 47 »Мухаммад», ’15) — «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим…»?
Или вот Сура 83 «Обвешивающие», 22-25 – «Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином…».
Сура 16 «Пчелы», 67 – «Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.». Вопрос, если аллах целиком против пьянства, разве не исключил бы он саму возможность добывания опьяняющих напитков? Он же бог, для него это запросто.
Поэтому не надо слушать кликуш от любых религий, надо самому изучать вопрос и иметь только своё мнение.
Мусульманских агентов влияния подкупили хитрые европейцы, убрав навсегда арабских конкурентов с рынка виноделия.
Коран на самом деле не запрещает вино, водку, табак, героин, марихуану и азартные игры. Коран обозначает, что человек, не погрузившийся в соблазн — достойный.

Читайте также:  Как избавиться от запаха курева в квартире

Почему мусульмане не пьют алкоголь

Пристрастия и привычки зачастую определяют менталитет целых наций и народов. В их формировании определяющим фактором зачастую является вероисповедание. Если христианам разрешается употреблять спиртные напитки большой крепости, то мусульмане лишены такого «удовольствия».

Причины запрета

Жители Аравийского полуострова активно употребляли «веселящие» напитки до принятия Ислама. Это объяснялось почти полным отсутствием природных источников. Из-за плохого качества воды, которой было очень мало, люди использовали вино и финиковую настойку для утоления жажды. Слабая крепость таких напитков не приводила к сильному опьянению.

Но регулярность употребления превращалась в злоупотребление. Нередки были случаи смерти от алкогольного отравления. Рождение детей с признаками врожденных уродств также считалось почти нормой, и было результатом алкоголизма родителей. Целые народы стояли на грани вымирания.

«Сухой закон» от пророка Мухаммеда

Именно этот пророк обратил внимание на страшную тенденцию. Он и решил ввести запрет на пьянство. Понимая силу многовековой привычки, мудрый Мухаммед не стал действовать необдуманно, и решил внедрять новые порядки постепенно. На исповедях стали подниматься вопросы пьянства и его вреда. Упор делался на то, что пьющий верующий оскорбляет Аллаха.

Позже был введен запрет на проведение Намаза в одурманенном состоянии. Позникло понятие «хамар» («грех, лишающий разума»). Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

Пять причин, по которым мусульманам запрещено пить алкоголь

Тогда же в сознании правоверных мусульман были сформированы причины, которые не позволяли употреблять алкоголь.

  1. Обращаясь к Аллаху во время Намаза нельзя быть под воздействием алкоголя, поскольку это оскверняет сам священный ритуал. А поскольку молитва совершается 5 раз в день, алкогольные пары просто не успеют выветриться до встречи со Всевышним.
  2. Боязнь привыкания ограждала многих верующих от возможности отступить от заповеди Мухаммеда. Ведь выпив один раз, человек может захотеть большего.
  3. Алкоголь, стирая границы между праведностью и грехом, может подтолкнуть верующего к поступкам, не угодным Аллаху. Наказание за это может быть гораздо белее чувствительным, чем удовольствие от выпитого напитка.
  4. Пить алкоголь на глазах у детей недопустимо. Это дает повод повторять такие же действия, когда они повзрослеют, и сами станут родителями. Пагубная цепочка может продолжиться вечно.
  5. Снижая способность самоконтроля, спиртное может подтолкнуть верующего к тому, чтобы он забыл заповеди Корана. Это считается страшным грехом и карается нещадно.

В суре «Аль-Маида» говорится: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир (азартные игры), (жертвоприношения) на каменных жертвенниках (и гадание) по летящим стрелам — скверные деяния, (внушаемые) шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы (эти непристойности)?»

К числу запретных напитков были отнесены все, в которых имелся малейший градус алкоголя. Лишь в зороастрийских общинах было принято употреблять пиво и спирт, которые не считались алкоголем, из-за того, что при их изготовлении не использовался процесс брожения ягод. Сегодня таких сообществ осталось очень мало.

Строгость запрета

Вопреки бытующему мнению, запрет на алкоголь очень строг. Не смотря на то, что в поэтических произведениях Омара Хайяма воспевается вкус вина и результаты его воздействия на человеческий организм, догмы Корана запрещают принятие алкоголя.

Конечно, в некоторых странах Ислама алкоголь продается. Но его употребление не возведено в ранг национальной традиции, как у россиян.