В каком году запретили курить в самолетах

Не так давно в самолетах можно было курить, не опасаясь последствий. Об этом свидетельствуют оставшиеся с того времени табло «NO SMOKING», загоравшиеся лишь во время взлета и посадки, и имеющиеся еще в подлокотниках кресел пепельницы. В XXI веке все изменилось: в мире почти не осталось авиакомпаний, которые разрешают сигареты на борту. Для повсеместного запрета есть веские причины, а нарушителям грозит строгое наказание.

Можно ли курить на борту самолета?

Курение на борту воздушного судна запрещено законом.

В 2013 г. в России вышел федеральный закон, защищающий права и здоровье некурящих граждан. В его тексте указаны территории, где дымить категорически запрещено. К ним относятся транспортные средства, в частности самолеты.

История запрета на курение

Еще несколько десятилетий назад курение в самолетах было обычным делом. Но предпосылки для полного запрета сигарет на борту появились давно. Первые шаги к ограничению курения в самолетах стали делать в США. Случилось это довольно давно.

В 70 годах XX века американские авиакомпании начали разделять зоны для курящих и некурящих. Затем запретили пассажирам использовать трубки и сигары. В 1988 г. в США был впервые введен запрет на курение на внутренних авиарейсах. В каком году запретили курить в самолетахАмериканцы остались довольны нововведением. Не только некурящие пассажиры, но и многие любители сигарет высказывались за запрет курения в самолете.

Почти все европейские страны последовали примеру Америки. В 80 годах прошлого века в самолетах появились отдельные секции для курильщиков, а к 90 годам потребление сигарет было полностью запрещено на коротких рейсах.

В СССР в 1986 г. курение было исключено на рейсах длительностью до 3 часов. В начале 2000-х сигареты на борту были запрещены полностью.

Почему нельзя курить в самолете?

Есть три основные причины для запрета:

  1. Курение на борту противоречит нормам пожарной безопасности. Очень часто пожары в квартирах, на предприятиях, в лесопарковых зонах начинаются с незатушенного окурка. В самолете есть достаточное количество легковоспламеняющихся материалов, которые могут вспыхнуть от любой искры. В воздухе пожар опасен вдвойне: покинуть горящий борт невозможно, и экипаж может не успеть совершить экстренную посадку, т. к. все уничтожится огнем очень быстро. Кроме того, из-за табачного дыма велика вероятность не почувствовать запаха гари, если начался пожар.
  2. Дым от сигарет вредит всем пассажирам и летному персоналу. До запрета курения системы кондиционирования в самолетах не справлялись с выведением дыма из салона, над “курящими” зонами стоял смог. Дым оттуда неизбежно проникал в салоны для некурящих, где могли находиться дети, астматики, беременные женщины, аллергики и люди, не переносящие запах табака. Пассивное курение вредило здоровью всех. В каком году запретили курить в самолетахНекурящие пассажиры, вдыхающие табачный дым, получали вместе с ним канцерогены, деготь, радиоактивные и токсичные вещества. Эти соединения приводят к возникновению рака, хронических легочных заболеваний, патологий сердца. Особенно опасны были последствия для сотрудников авиакомпаний – бортпроводников и пилотов, которым приходилось вдыхать сигаретный дым в течение всего рабочего дня.
  3. От табачного смога страдает имущество авиакомпаний. Пока запрета на курение не было, последние несли большие расходы на очистку и замену воздушных фильтров, быстро загрязняющихся от табачного дыма. Часто производилась реставрация обивки сидений, которые прожигались сигаретами. Панели в салоне быстро приобретали желтизну и впитывали табачный запах. Требовалась тщательная уборка пепельниц и ковриков.

Где и как курят в самолете

Курение на борту запрещено довольно давно, но до сих пор встречаются люди, которые стремятся обойти табу. Чаще всего нарушители используют для этого уборную. В них стоят датчики дыма. Но люди придумывают разные ухищрения, чтобы они не сработали:

  • датчики закрываются тканью или пленкой;
  • дым от сигареты выдыхается в унитаз и одновременно включается слив воды.

Обычно эти уловки не помогают, и сигнал датчика задымления идет в кабину пилота.

Если персонал самолета ловит нарушителя, сначала тот получает устное предупреждение. В случае, когда человек не реагирует на устные замечания, составляется акт о нарушении, который должен подписать весь летный состав, вызывается наряд полиции.

За нарушение закона курильщику грозит штраф, внесение в черный список пассажиров, после чего летать самолетами этой и многих других авиакомпаний будет для него проблематично.

Остается один легальный способ курить в самолете – электронные сигареты. Они не приносят вреда остальным пассажирам и не могут вызвать пожар. Формально они не запрещены законом, но стоит уточнить у бортпроводников, можно ли ими пользоваться.

Читайте также:  Как восстановить организм после запоя

В каком году запретили курить в самолетахМногие авиакомпании (в их числе Аэрофлот, Победа, S7) запрещают курение даже электронных сигарет. Чтобы облегчить перелет для имеющих пагубную привычку, некоторые авиаперевозчики предлагают пассажирам никотиновые пластыри, спреи, пастилки, жевательные резинки.

В бизнес-классе курить также нельзя. Иногда авиакомпании идут навстречу VIP-пассажирам. Им позволяют использовать в салоне бизнес-класса кальян.

Штраф за курение

Основное наказание, предусмотренное законом за использование сигарет в общественном месте (в том числе, на борту самолета), – денежный штраф.

Размер взыскания

Величина штрафа за курение в самолете составляет около 50 000 рублей. Конкретная сумма зависит от авиаперевозчика. Особенно чревато курить в самолетах иностранных компаний. Отвечать придется по законам другого государства, где за нарушение может полагаться огромный штраф или даже тюремное заключение. Не так давно российский гражданин оказался в тюрьме Катара всего лишь за курение электронной сигареты на борту самолета катарских авиалиний.

Но и российские авиаперевозчики могут взыскать гораздо больше 50 000 рублей, если компания понесла из-за курильщика непредвиденные расходы.

Известны случаи, когда самолеты авиакомпании «Победа» совершали экстренную посадку по причине курения в салоне самолета. Против нарушителей были выдвинуты иски в размере 200-500 тыс. рублей.

Кто может штрафовать?

В случае правонарушения персонал самолета вызывает полицию. У полицейских есть полномочия выписать штраф за несоблюдение закона.

Если авиакомпания хочет также компенсировать нанесенный ей ущерб, она может подать в суд на курильщика. Дело будет решаться в судебном порядке с привлечением Прокуратуры.

Где оплатить штраф?

Внести деньги можно несколькими способами:

  • наличными в отделении банка; В каком году запретили курить в самолетах
  • переводом с личного счета;
  • через онлайн-банк;
  • через банкомат;
  • на сайте gosuslugi.ru;
  • на сайтах платежных систем (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi).

На оплату штрафа дается 30 дней.

Что делать, если курят другие люди

Если пассажир почувствовал запах табака в салоне или туалете самолета или увидел, как кто-то курит, он вправе привлечь внимание бортпроводников к этому нарушению порядка. Работники будут обязаны принять меры и передать информацию в Роспотребнадзор либо в Ространснадзор.

После приземления свидетели правонарушения могут самостоятельно обратиться в полицию. Желательно перед этим собрать доказательства (показания очевидцев, фото или видео). Если деяние будет доказано, нарушителю придется заплатить немалый штраф. Кроме того, он может оказаться в списке нежелательных клиентов авиакомпании, что в дальнейшем помешает ему пользоваться услугами многих авиаперевозчиков.

Несмотря на то что на курение в общественных местах полиция смотрит сквозь пальцы и редко за него наказывает, к нарушениям при перелетах общество относится очень серьезно. Курение в самолете опасно и для курильщика, и для окружающих. Лучше не рисковать жизнью и здоровьем других людей и воспользоваться во время полета заменителями сигарет.

Войти

Изгнание порока

Тема инспирирована вопросом на aviaforum.ru и парой удививших меня ответов. Вопрос был о курении в самолётах, а ответы показывали, что народ очень смутно помнит относительно недавние времена (хм, или просто я уже такой старый?).
Последний рейс "Аэрофлота", на котором были места для курящих, вылетел из Шереметьево 30 марта 2002 года. "Аэрофлот" был одной из последних авиакомпаний мира, где разрешалось курение, если не самой последней. Когда американские власти требовали запретить курение на всех рейсах в/из США, "Аэрофлот" сдался последним, вместе с египетской "Иджиптэйр".

За здоровье нации
Уже в девяностые годы в расписаниях европейских авиакомпаний можно было увидеть запрет на курение только на рейсах в/из США. Там борьба с курением в самолётах проходило последовательно:
в 1979 году запретили трубки и сигары на борту
в 1988 году запретили курение на внутренних рейсах менее двух часов
в 1990 году — на рейсах до шести часов
в 1998 году — на всех внутренних рейсах.
в 2000 году курение было запрещено на всех рейсах американских авиакомпаний.

Однако Штаты были совсем не первой страной, которая последовательно вводила запреты на курение.

В СССР ещё в семидесятые годы курение на внутренних рейсах запрещали, и тоже в несколько этапов — сначала при продолжительности полёта до полутора часов (я помню свои полёты в семидесятые на Ан-24, и не помню там курящих пассажиров), потом до двух или трёх часов. В "Наставлении по производству полётов гражданской авиации", введённом в действие в 1978 года, глава 8.1.11 запрещает пассажирам курение на внутрисоюзных рейсах менее четырёх часов, а в пилотской кабине полностью.
Помню, что в восьмидесятые курение запретили на рейсах продолжительностью до шести или до восьми часов. Таким образом, курить оставалось можно только на борту Ил-62: дальность полёта всех остальных типов была меньше. К сожалению, пока я не смог выяснить точную дату.
Правда, при этом курение не ограничивалось на международных рейсах. Причём настолько не ограничивалось, что где-то в восьмидесятых в "Гражданской авиации" опубликовали письмо с жалобой иностранца на то, что "Аэрофлот" не разграничивает места для курящих и некурящих. Хотя эта идея появилась у "Финнэйр" ещё в 1973 году и к восьмидесятым была принята практически повсеместно. Американцы первопроходцем в этом плане называют "Юнайтед", которая разделила курящие и некурящие места в 1971.

Читайте также:  Является ли школа общественным местом по закону

Ошибка Семёнова
Интересно, что СССР также был не первой страной, боровшейся с курением на государственном уровне. Первым за здоровье своего народа с этим самым народом стал бороться Германский рейх. В книгах о Штирлице Юлиан Семёнов допустил множество фактических ошибок, часть из них были исправлены в фильме "Семнадцать мгновений весны" (вместо них были другие, но об этом не здесь), но одна осталась. Сотрудник СС, а также СД и т.д. не мог курить! То есть совсем исключить вероятность этого безобразия было сложно, но не в форме, не в рабочее время и уже тем более не в здании родного управления РСХА. И уж тем более не на пару с собственным начальником Шелленбергом. Нет, это большая фантастика, чем неженатый штандартенфюрер.

Адольф Гитлер, как известно, был вегетарианцем и вообще трепетно относился к вопросам здоровья своего и нации. К тому же сигареты или как минимум сырьё для них надо было импортировать, а у Рейха были некоторые проблемы с ресурсами.

Предполагаю, что такая борьба имела результатом мощный откат в послевоенные времена — курение стало символом свободы, которой немецкий народ и народы оккупированных стран были лишены.

Реакция
В экс-СССР был сходный эффект. В те времена, когда "первый мир" стал ограничивать курение, у нас оно расцвело пышным цветом. Это же был символ той желанной "западной" жизни, от которой нас столько лет ограждали!

Ну как было воспринимать в каком-нибудь 1978 году заметку в газете про "жёсткие меры" против курильщиков во Франции? Им, видите ли, запретили курить в автобусах, магазинах и кинотеатрах во время сеансов. В СССР-то курить было нельзя нигде.

Неудивительно, что многие наши авиакомпании в девяностые демонстрировали "новое мышление" введением мест для курящих. Например, в "Когалым Авиа" появились курящие места — но только в бизнес-классе. И нетривиально расположенные — правая половина салона. Мне, кстати, попадались такие варианты в первом классе "Эр Франс". Там в А340 был всего один ряд, и курящим был назначен правый блок из двух кресел. Французы исходили из обычной пропорции курящих мест, треть или менее. "Колавиа", видимо, понимала, что в наших условиях надо брать сразу половину.

Интересно, что примерно в то же время ЧСА стала уменьшать число мест для курящих — и оставила их только в экономе. Вот принципиальная разница с РФ: у нас деньги подразумевают право делать что хочется, у них большинство богатых и значимых бережёт себя.

Наука и техника
Почему же табак так резко и успешно изгнали с регулярных рейсов?
Вред от курения общеизвестен, и я не стану подражать Гордону и спорить со статистикой. И ВОЗ в общем права в своём желании искоренить эту привычку. Но меня сейчас интересуют технические аспекты.

Вред от курения на борту не только в том, что дым достаётся некурящим. Избавить салон от дыма не так уж сложно. На самолётах предыдущего поколения (Ту-154, 727 и т.п.) воздух внутри полностью обновляется 30-45 раз в час (нет, я не техник и не конструктор — просто читал; буду рад поправкам с пруфлинками), так что дым уходит довольно быстро.
А вот в современных "Эрбасах" и "Боингах" частота воздухообмена — 8-12 раз в час. Не знаю, насколько это снижает расход топлива или свидетельствует о высоком уровне герметизации, но чем-то явно полезно. Но сами понимаете, тут уже дым застаивается дольше.

Самое главное — табачный дым оседает на внутренних поверхностях систем вентиляции, и снять налёт со смолами оттуда уже непросто. И запах от этого налёта не доставляет удовольствия даже самым яростным сторонникам курения.

Кстати, читал на PPRUNE интересную деталь: следы смол из табачного дыма могли служить маркерами негерметичных участков.

Это официальная мотивация для запрета курения.

Овцы сыты
Пытались найти и компромиссные решения. "Эр Франс" в 1997 году запустила рейсы с концепцией Cabine Air pure, "салон с чистым воздухом". Курить в креслах было нельзя, но были предусмотрены места для курения. Там были установлены эжекторы, которые вытягивали воздух с дымом наружу, и таким образом был полностью решён вопрос с загрязнением системы вентиляции. Для пассажиров первого и бизнес-класса ("Эспас 180" и "Эспас 127" в терминологии "Эр Франс" того времени) для курения отводился бар, для эконома — просто угол.

Читайте также:  Если куришь во время кормления

Очень хорошая идея. И такая привычная россиянам, привыкшим ходить курить куда-нибудь. Например, в подъезд — вот и тут места для курения были около дверей. В самолёте трудно найти другое свободное место.

Вариант этой концепции в инициативном исполнении пассажиров "Аэрофлота" мне нравился куда меньше. Эти заботливые люди брали себе места для некурящих, но потом ходили курить в царство порока в хвосте салона. Иной раз рядом со со мной за полчаса сменялось несколько человек, каждый из которых засаживал по сигарете. Если бы целью курения было только надышаться дымом, то мне самому уже можно было бы сигарету не зажигать.

Однако довольно скоро "Эр Франс" заставили отказаться от этой идеи. Ведь ВОЗ вместе с ИАТА вовсе не искали компромиссов — их задачей было окончательное решение курительного вопроса. Которое и было исполнено.

UPD: В связи с оригинальным методом борьбы с курением авиакомпании "Победа" в нескольких СМИ процитировали Ивана Васина, зам министра ГА в 1980—1988 годах. Он утверждает, что подписал приказ о запрете курения на рейсах до трёх часов в 1986 году. Думаю, что речь идёт о зарубежных рейсах "Аэрофлота". Ведь по НПП ГА-78 курить запрещалось уже на рейсах до четырёх часов.

Сегодня полеты стали доступнее передвижения на поезде. Растет пассажиропоток, а вместе с ними и число дебоширов. Причем, вопреки сложившемуся мнению, чаще всего правила перелета нарушают курильщики. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, выведение из строя бортовых датчиков дыма – это второй по счету наиболее опасный инцидент на борту, первый – терроризм или угон самолета.

Курение в самолете было запрещено лишь при взлете и посадке

Подымить в полете можно было смело еще пару десятилетий назад. В гражданской авиации разрешалось курить в салоне всегда, кроме взлета и посадки. И подлокотники были оборудованы пепельницами. В советское время курильщики свободно дымили в хвостовой части самолетов и в первом классе.

В каком году запретили курить в самолетах

2002-й год: Россия запрещает курение в самолетах

Впервые полный запрет курения в гражданской авиации был принят в США в 1988 году. Несколько позже аналогичные меры начали вводиться и в других странах. В СССР еще в 1986-м курение было запрещено на коротких рейсах «Аэрофлота» продолжительностью менее трех часов. А полный запрет был введен в 2002 году уже на всех российских самолетах. 30 марта борт «Аэрофлота» совершил последний «курящий» рейс Москва – Шанхай.

Авиакомпании вводят свои штрафы для любителей «подымить»

До того, как в России ужесточили наказание авиадебоширам, курильщиков наказывали лишь штрафом. И каждой авиакомпании приходилось вводить свои санкции. Так, если срабатывал датчик задымления, пилоты «Победы» безальтернативно совершали вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, и нарушителю приходилось оплачивать все расходы, понесенные перевозчиком в связи внеплановой задержкой рейса.

В Канаде курение на борту карается тюремным сроком

По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. Нарушителями этих жестких правил трижды становились женщины. От решетки их спасали исправительные работы и крупный залог. После чего дам внесли в «черный список» авиапассажиров

Самое строгое наказание за сигарету в самолете – 9,5 лет тюрьмы

Но больше всего не повезло нарушителю из Великобритании. В январе 2017 года Королевский суд признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения. Попытка оспорить решение суда в апелляционной инстанции завершилась еще более плачевно: суд удвоил срок наказания неосторожному курильщику до девяти с половиной лет тюрьмы.

В Судане дебоширы-курильщики подвергаются публичной порке

А в ряде стран арабского мира в силу особенностей законодательства за курение на борту и неповиновение бортперсоналу можно не только сесть за решетку и лишиться денег, но и получить публичную порку. Например, в Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.

В каком году запретили курить в самолетах

Не так давно в самолетах можно было курить, не опасаясь последствий. Об этом свидетельствуют оставшиеся с того времени табло «NO SMOKING», загоравшиеся лишь во время взлета и посадки, и имеющиеся еще в подлокотниках кресел пепельницы. В XXI веке все изменилось: в мире почти не осталось авиакомпаний, которые разрешают сигареты на борту. Для повсеместного запрета есть веские причины, а нарушителям грозит строгое наказание.

Можно ли курить на борту самолета?

Курение на борту воздушного судна запрещено законом.

В 2013 г. в России вышел федеральный закон, защищающий права и здоровье некурящих граждан. В его тексте указаны территории, где дымить категорически запрещено. К ним относятся транспортные средства, в частности самолеты.

История запрета на курение

Еще несколько десятилетий назад курение в самолетах было обычным делом. Но предпосылки для полного запрета сигарет на борту появились давно. Первые шаги к ограничению курения в самолетах стали делать в США. Случилось это довольно давно.

В 70 годах XX века американские авиакомпании начали разделять зоны для курящих и некурящих. Затем запретили пассажирам использовать трубки и сигары. В 1988 г. в США был впервые введен запрет на курение на внутренних авиарейсах. В каком году запретили курить в самолетахАмериканцы остались довольны нововведением. Не только некурящие пассажиры, но и многие любители сигарет высказывались за запрет курения в самолете.

Почти все европейские страны последовали примеру Америки. В 80 годах прошлого века в самолетах появились отдельные секции для курильщиков, а к 90 годам потребление сигарет было полностью запрещено на коротких рейсах.

В СССР в 1986 г. курение было исключено на рейсах длительностью до 3 часов. В начале 2000-х сигареты на борту были запрещены полностью.

Почему нельзя курить в самолете?

Есть три основные причины для запрета:

  1. Курение на борту противоречит нормам пожарной безопасности. Очень часто пожары в квартирах, на предприятиях, в лесопарковых зонах начинаются с незатушенного окурка. В самолете есть достаточное количество легковоспламеняющихся материалов, которые могут вспыхнуть от любой искры. В воздухе пожар опасен вдвойне: покинуть горящий борт невозможно, и экипаж может не успеть совершить экстренную посадку, т. к. все уничтожится огнем очень быстро. Кроме того, из-за табачного дыма велика вероятность не почувствовать запаха гари, если начался пожар.
  2. Дым от сигарет вредит всем пассажирам и летному персоналу. До запрета курения системы кондиционирования в самолетах не справлялись с выведением дыма из салона, над “курящими” зонами стоял смог. Дым оттуда неизбежно проникал в салоны для некурящих, где могли находиться дети, астматики, беременные женщины, аллергики и люди, не переносящие запах табака. Пассивное курение вредило здоровью всех. В каком году запретили курить в самолетахНекурящие пассажиры, вдыхающие табачный дым, получали вместе с ним канцерогены, деготь, радиоактивные и токсичные вещества. Эти соединения приводят к возникновению рака, хронических легочных заболеваний, патологий сердца. Особенно опасны были последствия для сотрудников авиакомпаний – бортпроводников и пилотов, которым приходилось вдыхать сигаретный дым в течение всего рабочего дня.
  3. От табачного смога страдает имущество авиакомпаний. Пока запрета на курение не было, последние несли большие расходы на очистку и замену воздушных фильтров, быстро загрязняющихся от табачного дыма. Часто производилась реставрация обивки сидений, которые прожигались сигаретами. Панели в салоне быстро приобретали желтизну и впитывали табачный запах. Требовалась тщательная уборка пепельниц и ковриков.

Где и как курят в самолете

Курение на борту запрещено довольно давно, но до сих пор встречаются люди, которые стремятся обойти табу. Чаще всего нарушители используют для этого уборную. В них стоят датчики дыма. Но люди придумывают разные ухищрения, чтобы они не сработали:

  • датчики закрываются тканью или пленкой;
  • дым от сигареты выдыхается в унитаз и одновременно включается слив воды.

Обычно эти уловки не помогают, и сигнал датчика задымления идет в кабину пилота.

Если персонал самолета ловит нарушителя, сначала тот получает устное предупреждение. В случае, когда человек не реагирует на устные замечания, составляется акт о нарушении, который должен подписать весь летный состав, вызывается наряд полиции.

За нарушение закона курильщику грозит штраф, внесение в черный список пассажиров, после чего летать самолетами этой и многих других авиакомпаний будет для него проблематично.

Остается один легальный способ курить в самолете – электронные сигареты. Они не приносят вреда остальным пассажирам и не могут вызвать пожар. Формально они не запрещены законом, но стоит уточнить у бортпроводников, можно ли ими пользоваться.

Читайте также:  Избавиться от тремора с похмелья

В каком году запретили курить в самолетахМногие авиакомпании (в их числе Аэрофлот, Победа, S7) запрещают курение даже электронных сигарет. Чтобы облегчить перелет для имеющих пагубную привычку, некоторые авиаперевозчики предлагают пассажирам никотиновые пластыри, спреи, пастилки, жевательные резинки.

В бизнес-классе курить также нельзя. Иногда авиакомпании идут навстречу VIP-пассажирам. Им позволяют использовать в салоне бизнес-класса кальян.

Штраф за курение

Основное наказание, предусмотренное законом за использование сигарет в общественном месте (в том числе, на борту самолета), – денежный штраф.

Размер взыскания

Величина штрафа за курение в самолете составляет около 50 000 рублей. Конкретная сумма зависит от авиаперевозчика. Особенно чревато курить в самолетах иностранных компаний. Отвечать придется по законам другого государства, где за нарушение может полагаться огромный штраф или даже тюремное заключение. Не так давно российский гражданин оказался в тюрьме Катара всего лишь за курение электронной сигареты на борту самолета катарских авиалиний.

Но и российские авиаперевозчики могут взыскать гораздо больше 50 000 рублей, если компания понесла из-за курильщика непредвиденные расходы.

Известны случаи, когда самолеты авиакомпании «Победа» совершали экстренную посадку по причине курения в салоне самолета. Против нарушителей были выдвинуты иски в размере 200-500 тыс. рублей.

Кто может штрафовать?

В случае правонарушения персонал самолета вызывает полицию. У полицейских есть полномочия выписать штраф за несоблюдение закона.

Если авиакомпания хочет также компенсировать нанесенный ей ущерб, она может подать в суд на курильщика. Дело будет решаться в судебном порядке с привлечением Прокуратуры.

Где оплатить штраф?

Внести деньги можно несколькими способами:

  • наличными в отделении банка; В каком году запретили курить в самолетах
  • переводом с личного счета;
  • через онлайн-банк;
  • через банкомат;
  • на сайте gosuslugi.ru;
  • на сайтах платежных систем (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi).

На оплату штрафа дается 30 дней.

Что делать, если курят другие люди

Если пассажир почувствовал запах табака в салоне или туалете самолета или увидел, как кто-то курит, он вправе привлечь внимание бортпроводников к этому нарушению порядка. Работники будут обязаны принять меры и передать информацию в Роспотребнадзор либо в Ространснадзор.

После приземления свидетели правонарушения могут самостоятельно обратиться в полицию. Желательно перед этим собрать доказательства (показания очевидцев, фото или видео). Если деяние будет доказано, нарушителю придется заплатить немалый штраф. Кроме того, он может оказаться в списке нежелательных клиентов авиакомпании, что в дальнейшем помешает ему пользоваться услугами многих авиаперевозчиков.

Несмотря на то что на курение в общественных местах полиция смотрит сквозь пальцы и редко за него наказывает, к нарушениям при перелетах общество относится очень серьезно. Курение в самолете опасно и для курильщика, и для окружающих. Лучше не рисковать жизнью и здоровьем других людей и воспользоваться во время полета заменителями сигарет.

Войти

Изгнание порока

Тема инспирирована вопросом на aviaforum.ru и парой удививших меня ответов. Вопрос был о курении в самолётах, а ответы показывали, что народ очень смутно помнит относительно недавние времена (хм, или просто я уже такой старый?).
Последний рейс "Аэрофлота", на котором были места для курящих, вылетел из Шереметьево 30 марта 2002 года. "Аэрофлот" был одной из последних авиакомпаний мира, где разрешалось курение, если не самой последней. Когда американские власти требовали запретить курение на всех рейсах в/из США, "Аэрофлот" сдался последним, вместе с египетской "Иджиптэйр".

За здоровье нации
Уже в девяностые годы в расписаниях европейских авиакомпаний можно было увидеть запрет на курение только на рейсах в/из США. Там борьба с курением в самолётах проходило последовательно:
в 1979 году запретили трубки и сигары на борту
в 1988 году запретили курение на внутренних рейсах менее двух часов
в 1990 году — на рейсах до шести часов
в 1998 году — на всех внутренних рейсах.
в 2000 году курение было запрещено на всех рейсах американских авиакомпаний.

Однако Штаты были совсем не первой страной, которая последовательно вводила запреты на курение.

В СССР ещё в семидесятые годы курение на внутренних рейсах запрещали, и тоже в несколько этапов — сначала при продолжительности полёта до полутора часов (я помню свои полёты в семидесятые на Ан-24, и не помню там курящих пассажиров), потом до двух или трёх часов. В "Наставлении по производству полётов гражданской авиации", введённом в действие в 1978 года, глава 8.1.11 запрещает пассажирам курение на внутрисоюзных рейсах менее четырёх часов, а в пилотской кабине полностью.
Помню, что в восьмидесятые курение запретили на рейсах продолжительностью до шести или до восьми часов. Таким образом, курить оставалось можно только на борту Ил-62: дальность полёта всех остальных типов была меньше. К сожалению, пока я не смог выяснить точную дату.
Правда, при этом курение не ограничивалось на международных рейсах. Причём настолько не ограничивалось, что где-то в восьмидесятых в "Гражданской авиации" опубликовали письмо с жалобой иностранца на то, что "Аэрофлот" не разграничивает места для курящих и некурящих. Хотя эта идея появилась у "Финнэйр" ещё в 1973 году и к восьмидесятым была принята практически повсеместно. Американцы первопроходцем в этом плане называют "Юнайтед", которая разделила курящие и некурящие места в 1971.

Читайте также:  Как отучить соседей курить в квартире

Ошибка Семёнова
Интересно, что СССР также был не первой страной, боровшейся с курением на государственном уровне. Первым за здоровье своего народа с этим самым народом стал бороться Германский рейх. В книгах о Штирлице Юлиан Семёнов допустил множество фактических ошибок, часть из них были исправлены в фильме "Семнадцать мгновений весны" (вместо них были другие, но об этом не здесь), но одна осталась. Сотрудник СС, а также СД и т.д. не мог курить! То есть совсем исключить вероятность этого безобразия было сложно, но не в форме, не в рабочее время и уже тем более не в здании родного управления РСХА. И уж тем более не на пару с собственным начальником Шелленбергом. Нет, это большая фантастика, чем неженатый штандартенфюрер.

Адольф Гитлер, как известно, был вегетарианцем и вообще трепетно относился к вопросам здоровья своего и нации. К тому же сигареты или как минимум сырьё для них надо было импортировать, а у Рейха были некоторые проблемы с ресурсами.

Предполагаю, что такая борьба имела результатом мощный откат в послевоенные времена — курение стало символом свободы, которой немецкий народ и народы оккупированных стран были лишены.

Реакция
В экс-СССР был сходный эффект. В те времена, когда "первый мир" стал ограничивать курение, у нас оно расцвело пышным цветом. Это же был символ той желанной "западной" жизни, от которой нас столько лет ограждали!

Ну как было воспринимать в каком-нибудь 1978 году заметку в газете про "жёсткие меры" против курильщиков во Франции? Им, видите ли, запретили курить в автобусах, магазинах и кинотеатрах во время сеансов. В СССР-то курить было нельзя нигде.

Неудивительно, что многие наши авиакомпании в девяностые демонстрировали "новое мышление" введением мест для курящих. Например, в "Когалым Авиа" появились курящие места — но только в бизнес-классе. И нетривиально расположенные — правая половина салона. Мне, кстати, попадались такие варианты в первом классе "Эр Франс". Там в А340 был всего один ряд, и курящим был назначен правый блок из двух кресел. Французы исходили из обычной пропорции курящих мест, треть или менее. "Колавиа", видимо, понимала, что в наших условиях надо брать сразу половину.

Интересно, что примерно в то же время ЧСА стала уменьшать число мест для курящих — и оставила их только в экономе. Вот принципиальная разница с РФ: у нас деньги подразумевают право делать что хочется, у них большинство богатых и значимых бережёт себя.

Наука и техника
Почему же табак так резко и успешно изгнали с регулярных рейсов?
Вред от курения общеизвестен, и я не стану подражать Гордону и спорить со статистикой. И ВОЗ в общем права в своём желании искоренить эту привычку. Но меня сейчас интересуют технические аспекты.

Вред от курения на борту не только в том, что дым достаётся некурящим. Избавить салон от дыма не так уж сложно. На самолётах предыдущего поколения (Ту-154, 727 и т.п.) воздух внутри полностью обновляется 30-45 раз в час (нет, я не техник и не конструктор — просто читал; буду рад поправкам с пруфлинками), так что дым уходит довольно быстро.
А вот в современных "Эрбасах" и "Боингах" частота воздухообмена — 8-12 раз в час. Не знаю, насколько это снижает расход топлива или свидетельствует о высоком уровне герметизации, но чем-то явно полезно. Но сами понимаете, тут уже дым застаивается дольше.

Самое главное — табачный дым оседает на внутренних поверхностях систем вентиляции, и снять налёт со смолами оттуда уже непросто. И запах от этого налёта не доставляет удовольствия даже самым яростным сторонникам курения.

Кстати, читал на PPRUNE интересную деталь: следы смол из табачного дыма могли служить маркерами негерметичных участков.

Это официальная мотивация для запрета курения.

Овцы сыты
Пытались найти и компромиссные решения. "Эр Франс" в 1997 году запустила рейсы с концепцией Cabine Air pure, "салон с чистым воздухом". Курить в креслах было нельзя, но были предусмотрены места для курения. Там были установлены эжекторы, которые вытягивали воздух с дымом наружу, и таким образом был полностью решён вопрос с загрязнением системы вентиляции. Для пассажиров первого и бизнес-класса ("Эспас 180" и "Эспас 127" в терминологии "Эр Франс" того времени) для курения отводился бар, для эконома — просто угол.

Читайте также:  Количество калорий в пиве

Очень хорошая идея. И такая привычная россиянам, привыкшим ходить курить куда-нибудь. Например, в подъезд — вот и тут места для курения были около дверей. В самолёте трудно найти другое свободное место.

Вариант этой концепции в инициативном исполнении пассажиров "Аэрофлота" мне нравился куда меньше. Эти заботливые люди брали себе места для некурящих, но потом ходили курить в царство порока в хвосте салона. Иной раз рядом со со мной за полчаса сменялось несколько человек, каждый из которых засаживал по сигарете. Если бы целью курения было только надышаться дымом, то мне самому уже можно было бы сигарету не зажигать.

Однако довольно скоро "Эр Франс" заставили отказаться от этой идеи. Ведь ВОЗ вместе с ИАТА вовсе не искали компромиссов — их задачей было окончательное решение курительного вопроса. Которое и было исполнено.

UPD: В связи с оригинальным методом борьбы с курением авиакомпании "Победа" в нескольких СМИ процитировали Ивана Васина, зам министра ГА в 1980—1988 годах. Он утверждает, что подписал приказ о запрете курения на рейсах до трёх часов в 1986 году. Думаю, что речь идёт о зарубежных рейсах "Аэрофлота". Ведь по НПП ГА-78 курить запрещалось уже на рейсах до четырёх часов.

Сегодня полеты стали доступнее передвижения на поезде. Растет пассажиропоток, а вместе с ними и число дебоширов. Причем, вопреки сложившемуся мнению, чаще всего правила перелета нарушают курильщики. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, выведение из строя бортовых датчиков дыма – это второй по счету наиболее опасный инцидент на борту, первый – терроризм или угон самолета.

Курение в самолете было запрещено лишь при взлете и посадке

Подымить в полете можно было смело еще пару десятилетий назад. В гражданской авиации разрешалось курить в салоне всегда, кроме взлета и посадки. И подлокотники были оборудованы пепельницами. В советское время курильщики свободно дымили в хвостовой части самолетов и в первом классе.

В каком году запретили курить в самолетах

2002-й год: Россия запрещает курение в самолетах

Впервые полный запрет курения в гражданской авиации был принят в США в 1988 году. Несколько позже аналогичные меры начали вводиться и в других странах. В СССР еще в 1986-м курение было запрещено на коротких рейсах «Аэрофлота» продолжительностью менее трех часов. А полный запрет был введен в 2002 году уже на всех российских самолетах. 30 марта борт «Аэрофлота» совершил последний «курящий» рейс Москва – Шанхай.

Авиакомпании вводят свои штрафы для любителей «подымить»

До того, как в России ужесточили наказание авиадебоширам, курильщиков наказывали лишь штрафом. И каждой авиакомпании приходилось вводить свои санкции. Так, если срабатывал датчик задымления, пилоты «Победы» безальтернативно совершали вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, и нарушителю приходилось оплачивать все расходы, понесенные перевозчиком в связи внеплановой задержкой рейса.

В Канаде курение на борту карается тюремным сроком

По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. Нарушителями этих жестких правил трижды становились женщины. От решетки их спасали исправительные работы и крупный залог. После чего дам внесли в «черный список» авиапассажиров

Самое строгое наказание за сигарету в самолете – 9,5 лет тюрьмы

Но больше всего не повезло нарушителю из Великобритании. В январе 2017 года Королевский суд признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения. Попытка оспорить решение суда в апелляционной инстанции завершилась еще более плачевно: суд удвоил срок наказания неосторожному курильщику до девяти с половиной лет тюрьмы.

В Судане дебоширы-курильщики подвергаются публичной порке

А в ряде стран арабского мира в силу особенностей законодательства за курение на борту и неповиновение бортперсоналу можно не только сесть за решетку и лишиться денег, но и получить публичную порку. Например, в Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.